Концерн Linde и "Русхимальянс", похоже, обошли запреты на передачу технологий. Наш журналист поймал замминистра, и ему ничего не оставалось, как дипломатично ответить.
На ПМЭФ, 17 июня, во время сессии "Замещение иностранных технологий и оборудования в рамках обеспечения российских СПГ проектов", говорили про технологии крупнотоннажного сжижения газа. Такие есть у голландской Shell, американских APCI ConocoPhillips. Ещё две - у американо-немецкой Linde. И все.
По словам замминистра Минпромторга Михаила Иванова, до последнего времени все проекты были ориентированы на зарубежных лицензиаров.
- Крупнейший в мире – Linde. Они шли к этому сорок лет. Представьте себе теплообменник - колонну, в которую уложено 500 километров труб. Это центральная система завода СПГ, - образно объяснил Иванов.
До спецоперации правительство РФ ставило своей целью занять 15-20% мирового рынка СПГ. Сегодня его емкость более 500 млн кубометров. Россия пока производит 30 млн. Две трети на "Ямал СПГ" компании "Новатэк" Леонида Михельсона (там используется технология APCI).
Так совпало, что с Linde связана главная интрига строительства крупнейшего в России завода по сжижению газа в Усть-Луге. Контракт на технологическое оборудование и пожизненное сервисное сопровождение заключен именно с этим газохимическим грандом. Кстати, на прошлом ПМЭФ. Иностранцы должны были произвести и смонтировать технологическое "сердце" завода. Без него невозможно представить будущее проекта. Но в марте транснациональный концерн Linde сообщил о приостановке работы в России. Но с расплывчатой оговоркой, мол, все будет зависеть от воли политиков.
Немцы заключили с Газпромом контракты на строительство двух заводов стоимостью 6 млрд рублей. Есть за что биться.
С тех пор было неясно – ушли они или нет. По словам собеседников в Газпроме, немцы искали все возможные пути для того, чтобы остаться. В "Русхимальянсе", естественно, тоже нащупывали лазейки. 47news знает, что на упоминания Linde в публичном поле был наложен запрет. "Залегли на дно", - говорит один из собеседников. Официально "Русхимальянс" наотрез отказывался комментировать. Понять можно.
России тоже есть за что бороться. Рынок СПГ - самый перспективный на ближайшие десятилетия. При цели достигнуть планки 100 млн кубометров в год речь о десятках миллиардов долларов.
После окончания сессии на ПМЭФ, 47news сумел спросить с замминистра Иванова - ушла Linde или нет.
- Задайте вопрос коллегам, - ответил он, видимо, отсылая к "Русхимальянсу".
- Подождите, а вы, получается, не в курсе? – удивился 47news.
- Мы в курсе, - заспешил к выходу чиновник со свитой.
- Так Linde ушла или нет? Почему вы уходите от вопроса? Он же простой, – заспешил следом и я.
Замминстра ускорился. "Михаил Игоревич, не убегайте, это как-то некрасиво", - взывал к совести 47news.
- Что вы хотите услышать? – уже на эскалаторе не выдержал чиновник.
- Ушла Linde или нет?
- Немецкая компания Linde заявила, что она будет уходить из России. Но есть лицензии и совместные технологии с Газпромом. Мы будем стараться все те наработанные компетенции приумножать и использовать как базу для развития соответствующих компетенций у нас в стране, - ответил замминистра, упомянув совместную работу Linde с "Северсталью".
Заметьте, Иванов дипломатично выразился "будет уходить".
В январе 2022 года сообщалось, что совместное предприятие "Линде Севресталь" изготовит и поставит теплообменники для завода в Усть-Луге. По данным СПАРК-Интерфакс, в апреле "Северсталь" вышла из капитала, а её место занял "Русхимальянс" - у него 50% капитала. Вторая половина у Linde GmbH Germany.
Собеседники 47news слегка расшифровали ответ заместителя Минпромторга: имеется в виду, что юридические нюансы по использованию технологии все-таки утрясли. Говорят, к этому была привлечена ещё одна стопроцентная дочка немцев: "Линде инжениринг рус". Отметим, почему это важно - СПГ, произведенный без лицензии, просто не будут покупать.
Кстати, у Linde уже есть опыт маневрирования между санкций. После Крыма, когда Газпром начинал договариваться с американо-немецким концерном, было решено заключать контракт с немецким подразделением.
Но если с технологией стало понятнее, то остается вопрос, кто будет изготавливать оборудование. Так, невозможна отгрузка сжиженного газа без специальных насосов. Их производят США и Япония. Надежда на Росатом, там уже начали делать единичные экземпляры. Есть и вовсе уникальные аппараты, например, "жидкостный детандер" (преобразователь энергии газа). В мире его производит лишь одна компания, и та в США. Есть и сложное оборудование для погрузки-разгрузки танкеров-газовозов. У нас такое только разрабатывается – оптимистичный горизонт в 2024 году. Отдельная тема – автоматика и блоки управления. И нет, китайцы не помогут, с высокими технологиями у них тоже не очень.
При этом, если части оборудования нет, это обнуляет наличие всего остального.
В "Русхимальянсе" продолжают хранить тишину.