То, что было куриными отходами, повезут из одного района Ленинградской области в другой. Говорят, вонять и гореть не будет, а будет удобрение.
Если обойдётся без форс-мажоров, то в первом полугодии 2023 года в промзоне "Алексеевская" под Кингисеппом поставят завод по переработке куриного помёта в удобрения. За проект ратует петербургская компания "Фортис", аналогично планируют назвать и сам стимулятор плодородия. Соглашение о сотрудничестве с правительством Ленобласти подписали на Петербургском экономическом форуме. Сам помёт на переработку планируют вести с птицефабрики "Северная", что под Кировском.
47news связался с идеологом предприятия Игорем Василенко. По его словам, проект родился не вчера и он сложный, но согласился, не вдаваясь в частности, объяснить суть.
Она в том, что с "Северной" под Кингисепп повезут не тот помёт, что представляет собой отходы жизнедеятельности птицы третьего класса опасности, а компостированный помёт, который считается сырьём. Компостированием занимается сама птицефабрика. Готовая фракция либо вывозится на поля, либо продаётся аграриям.
- Сразу говорю: мы не повезём влагу. Влаги там 40-50%, это значит, что он сухой. Это навал, россыпь. Он выглядит как порошок. Его невозможно разлить. Вони - нет. Представьте себе свежие опилки: ощущения от этого компостированного помёта — один в один. Для нас это сырьё, за которое мы готовы платить деньги. У фабрики мы его готовы выкупать так же, как это делают колхозники. Но они его на поле выбрасывают, а мы его высушим и переработаем. В этом разница, - на пальцах объяснил предмет Василенко.
В "Фортисе" обещают высокую степень газоочистки и отсутствие вредных выбросов - как в атмосферу, так и в виде стоков. Сушить помёт должны в специальной камере горячим воздухом, без горения-сжигания. После сушилки — на всякий случай пастеризация. Затем субстанция поступает на линию, где смешивается с минеральными компонентами. Речь идёт о таких удобрениях, как "Аммофос" или "Азофос, которые продаются в магазинах типа "Вимос", а также на крупных оптовых предприятиях. Эти компоненты не нуждаются в дополнительной переработке. Они смешиваются с помётом, дробятся, гранулируются, пакетируются, фасуются. Конечный продукт — либо мешок с удобрением в 25 килограмм, либо биг-бэг, то есть - мягкий контейнер в тонну. Второй вариант - с расчётом на близость порта Усть-Луга и возможности его терминалов в части экспорта. Но основные клиенты — отечественные сельхозпредприятия.
С птицефабрики "Северной" до промзоны "Алексеевской" - примерно 150 километров. Это если по бетонке, а потом по "Нарве". В планах — 15 рейсов день. Всего в автопарке — 6-7 машин. Внешне — фура-рефрижератор. Как вариант, Scania, MAN, Volvo, Mercedes.
- Участок искали больше года. Естественно, прорабатывали вариант и с Кировским районом. Плечо было бы гораздо меньше. И местная администрация нам участок выделяла, но он не соответствовал экологическим требованиям. И там ведь сотни садоводств, дачных кооперативов, опять же Синявинские высоты, - объяснил выбор в пользу Кингисеппа Василенко.
По его словам, сейчас промзона "Алексеевская" - это чистое поле. Сам участок в собственности. Сосед - "Новосталь-М". С ними тоже подписали соглашение на ПМЭФе. Категория участка — земли промышленного назначения.
Проект своего завода по переработке помёта в "Фортисе" называют первым в России, но типичным для Запада. Не скрывают, что за образец бралось одно из европейских предприятий. В силу понятных причин в технической документации будут определённые изменения-доработки. Но сам принцип обещают сохранить.
Что касается договорённостей "Фортиса" по поводу сырья-помёта с самой птицефабрикой "Северной", которую принято ассоциировать с тайским бизнесом, то их в компании называют хорошими: "Нас связывает более чем договор о намерениях на бумаге".
Представителям птиицефабрики потребовалось время для подготовки ответов 47news.
По планам, ежесуточно с "Северной" на "Фортис" будет уходить до 500 тонн сырья. Мощность завода в промзоне под Кингисеппом составит около 200 тысяч тонн органических и органо-минеральных удобрений в год. Объём инвестиций оценивается в 2,5 млрд рублей. Новое предприятие должно дать 60 рабочих мест. Финальный год реализации проекта — 2024-й.
Игорь Василенко характеризует себя как опытного строителя, у которого в послужном списке - стройки нефтяных и газовых месторождений, а также дноуглубительные работы морского порта Усть-Луга.
Согласно данным "СПАРК Интерфакс", ООО "Фортис" зарегистрировано в 2017 году в одной из квартир на Крестовском острове. Совладельцами компании являются сам "Фортис" (85%) и его генеральный директор Инна Василенко (15%).