Лихо подъехали бородатые мужчины на кладбище у Лаголово, а впереди манипулятор с вагончиком. Дверь в администрацию заблокировали наглухо. И началось.
В 6 утра 1 июля к воротам погоста под Лаголово подкатил грузовик с манипулятором и бытовкой на хребте. За ним вереница иномарок, в том числе черный “бумер”. Из машин пружинисто выскочили крепкие и молчаливые горцы. Манипулятор сгрузил ношу на площадку, где лежат надгробия. Вернулся за ворота, подобрал еще вагончик, отвез к часовне. Следом поставил мусорное пухто вплотную к входу в администрацию кладбища. Внутри сидел испуганный сторож. Ворота гости закрыли и замотали проволокой.
Мужчины же нашли развлечение - с десяток раз выстрелили по беззащитному прицепу с дровами. Это запас на зиму для печки.
Полиция примчалась быстро, но спасаться бегством никто и не думал. Говорят, показали удостоверения сотрудников частного ЧОПа. Опрашивали всех несколько часов, а затем все разъехались.
По словам главы администрации Лаголовского поселения Дмитрия Селиванова, после того как он прибыл на место, гости стали фотографировать его авто.
- Я спросил, зачем. Мне ответили, мол, готовься ножками походить без машины.
- Намекали?
- Ну да, видимо сожгут.
Уже лет десять на кладбище работает муниципальное казенное предприятие “Лаговала”. Последние пару лет муниципалы стали передавать полномочия по управлению скорбями на уровень района. Там проводят конкурсы и привлекают коммерсантов. Но администрация Лаголово заявила, что собственный МУП вполне неплохо справляется. Вроде бы тогда и начались предложения быть посговорчивее.
- Ко мне представитель один приходил. Говорит, у нас и с “красными”, и с “синими” все хорошо (полиция и прокуратура - ред.). Порвут тебя проверками, - припомнил Селиванов.
Еще одна запятая, индивидуальный предприниматель, расположившийся в том самом вагончике, который стоял за воротами и переместился утром на кладбище. По данным нашего издания, зовут бизнесмена Максим Парфенов (на звонки он не ответил). По словам директора МУПа Юлии Евдокимовой, на погосте появились “писари”.
- Ходят, предлагают родственникам услуги, памятник, оградку. А цены в два раза выше, чем у нас. Но люди только-только похоронили близкого и не в том состоянии, чтобы анализировать. Договоры им подсовывают прямо на месте. У нас такого раньше никогда не было. Но бог бы с ними. Сегодня же заявились и говорят, мол, мы будем как ИП работать на самой территории.
В Лаголово хоронят в среднем 30 человек в месяц. По данным СПАРК-Интерфакс, оборот МУПа за прошлый год составил 8,8 млн рублей, прибыль 1 млн. Земля муниципальная.
Источник треволнений местные видят в бизнес-активности компании “Ирий”. Зарегистрирована два года назад в Петербурге. По словам Соколова, по поводу кладбища к нему приезжал юрист этой компании Антон Данилин, но диалог не задался. 47news связался с Данилиным. Он вспомнил, разговор был: "Нам запрещали работать, оказывать услуги. А это незаконно, никаких конкурсов для этого проводить не надо".
Вид деятельности "Ирия" - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Оборот за прошлый год 44 млн рублей, прибыль 2,6 млн. Принадлежит некой Яне Фахрутдиновой, ни в каких бизнесах больше не замечена. Судя по реестру госконтрактов, “Ирий” работает в Тихвинском, Бокситогорском, Ломоносовском районах. В основном на ниве содержания кладбищ.
Гендиректор Роман Икизли в публичное поле уже попадал. До начала 2021 года он был учредителем ООО “Арт Стоун Мастер”. Компания работала под брендом “Похоронный дом”. На кладбище в Пикалево ее сотрудники перепутали тела умерших при захоронении. Тогда в отрасли обсуждали, что “Арт Стоун” подбирает небольшие кладбища на периферии Ленобласти. В октябре прошлого года фирма дала о себе знать на кладбище в лужской деревне Долговка.
К слову, в дольщиках у Икизли был Михаил Скворцов. На рынке ритуальных услуг его знают как соратника одного из столпов похоронной отрасли Петербурга Валерия Ларькина.
47news связался с Романом Икизли и спросил, что он думает по поводу конфликта в Лаголово.
- Я, честно говоря, не слышал о таком. Мы работаем в Пенниковском, Лебяжьем и Гостилицком поселениях.
- Ваш юрист говорит, что общался с главой администрации по поводу кладбища в Лаголово.
- Я обращаюсь к нему иногда, но не знаю, чем он там ещё занимается, - после секундной паузы ответил собеседник. - Мы же просто убираем мусор, наводим порядок.
- Но ритуальными услугами занимаетесь?
- Да, конечно.
- Напоминает схему во Всеволожском районе - фирма заходит по конкурсу на благоустройство кладбищ, ставит свой вагончик и привлекает ИП для оказания похоронных услуг. У вас похоже?
- Конкурс открытый, все хотят заработать. У нас все по закону, - уклончиво ответил на вопрос бизнесмен.
Возвращаясь к Лаголовскому погосту, после того как полиция всех опросила, был вызван эвакуатор, и вагончики-пришельцы были вывезены. Если процессуально, то видимо - на спецстоянку. То есть, от набега пришельцы тактически проиграли.
Если же смотреть на похоронный рынок Ленобласти в целом, то волна передела, начавшаяся во Всеволожском районе, продолжилась в Ломоносовском. С точки зрения бизнеса понятно - они ближе всего к Петербургу.