Перепалка глав космических агентств пока не перекинулась на орбиту. 47news спросил заслуженного летчика, как там умудряются держать себя в руках.
На 21 июля запланирован совместный выход в открытый космос нашего и европейского космонавтов на МКС. Тем временем: “Даю команду нашему экипажу прекратить работу с европейским манипулятором ERA”. Так Дмитрий Рогозин ответил 8 июля на сообщение Европейского космического агентства о прекращении сотрудничества с Роскосмосом по поиску жизни на Марсе. И добавил пару ласковых своему европейскому коллеге Йозефу Ашбахеру.
47news поговорил о гранях межнациональной терпимости на орбите с лётчиком-космонавтом, Героем России Андреем Борисенко. В 2011 и 2017 годах он провёл на орбите 337 суток.
- Готовят ли космонавтов к межнациональным конфликтам на борту? Советуют, каким образом себя вести? И как это гасится на практике?
- У нас есть Кодекс поведения космонавтов и астронавтов на МКС. Юридически не обязывающий документ, но подписан национальными космическими агентствами. Все члены экипажа его придерживаются. В документе прописаны нюансы поведения на борту и взаимодействия. Например, категорически рекомендуется избегать разговоров на политические, религиозные темы и вообще все то, что может доставить дискомфорт коллегам. Стараемся не говорить то, что может вывести из состояния душевного равновесия.
- Насколько необходимо общение с соседями по МКС?
- Архитектурно МКС задумывалась как место, где все плотно взаимодействуют с различными системами и наземными службами, как единый механизм. Для выполнения задач нужно взаимодействие. Объём МКС - общий ресурс: все беспрепятственно перемещаются. Работы могут быть запланированы как в своем сегменте, так и сегменте партнеров.
- Как понимать отказ от использования манипулятора, установленного на нашем модуле?
- Предполагаю, что контрактами с Европейским космическим агентством (ЕКА) предусмотрен такой вариант, - коротко ответил собеседник.
Отметим, робот-манипулятор, создан европейцами для сборочных работ и обслуживания российского сегмента МКС. В Роскосмосе 47news не смогли объяснить логики решения.
- Как правильно: на станции “российская зона и иностранная” или “российская и американская”?
- МКС условно делится на нашу часть и американскую. Последняя делится на модуль США и европейцев, японцев, канадцев.
- Какая больше? Их или наша?
- По объёму больше американская, у нас было 30%. Но в прошлом году прибыл новый модуль и соотношение изменилось - наша часть стала больше, но всё еще меньше половины.
- Есть ли ключевые узлы, которые есть на одной стороне и нет на другой? Или все дублируется?
- Не все. Например, система ориентации находится на американской стороне, а двигатель для коррекции ориентации - на российской. Хотя они могут использовать двигатель пристыкованного космического корабля.
- Выходы в открытый космос отдельные у каждого сегмента?
- Шлюзовые отсеки у нас и американцев собственные, полноценные. Нельзя лишь в российских скафандрах выходить из американского шлюза или в американских скафандрах выходить из российского.
- Почему? Размеры разные?
- Нет. Просто аппаратура не сопряжена, разная конструкция скафандров и набор бортовой аппаратуры.
- Можно ли представить ситуацию, при которой космонавты России и США могут не пересекаться?
- Перемещаться в любом случае нужно по всей станции. Тем более, если ситуация нештатная - работает весь экипаж - пожар, задымление, разгерметизация. Тренировки совместные на всём объёме станции. Этому учат у нас в Звездном городке и в Хьюстоне.
- Если о бытовом, кухни же отдельные? И где продукты хранятся?
- На кухне космической варочных плит и микроволновок нет (смеётся). У нас просто место определенное для приёма пищи. Там же предусмотрено хранение текущих запасов. Для долгосрочного хранения могут быть отведены другие места. Кухни действительно две.
- В корабли пристыкованные можно друг к другу заходить?
- Неписаное правило - заход в корабль партнеров только с разрешения их командира. Я был на двух последних построенных по программе “Спейс Шаттл”. Действительно интересно, и нам не отказывали. Дают сопровождающего, но не из-за недоверия, а потому что на незнакомом корабле можно случайно что-то задеть или нажать, неловко оттолкнуться. То же самое в обратную сторону, мы тоже не отказывали.
- Российские космонавты сдают экзамен по английскому, американцы по русскому? Крепким выражениям просили научить или сами перенимали?
- Уровень владения требуется высокий с обеих сторон. Что касается второй части вопроса, то я бы остановился на тех правилах, что есть - они не допускают ненормативной лексики, - посмеиваясь ответил собеседник.
- Как национальные праздники празднуются? Новый год, День благодарения? Автономно или вместе?
- Стараемся праздновать вместе. Если 9 мая или Новый год, то зовем к нам, если Рождество или другой американский, то мы идем к ним. Практикуются совместные еженедельные ужины друг у друга. В свой первый полет я попал в пересменку, недели две состав был сокращенный, мы вдвоем и коллега из США. Вообще каждый день вместе вечером ужинали.
- Космонавты люди интеллектуальные. А политика их интересует?
- Безусловно, мы же люди. Просто понимаем, какие вещи не стоит затрагивать в совместных разговорах.
- Как вы считаете, будут ссоры на орбите?
- Очень надеюсь, что нет. В проект МКС вовлечены тысячи людей по всему миру, проект успешный и долгосрочный. Хотелось бы продолжить. К тому же, это модель взаимодействия и для других областей.
- Совсем забыл, туалеты есть и у нас, и у них?
- Верно. Свои ассенизационно-санитарные устройства. У них один, у нас стало два после прихода нового российского модуля. Один наш должен быть законсервирован и станет резервным. Естественно, в случае отказа туалета у одной из сторон, используется тот, что у партнёров. Мы можем к американцам сходить, но это крайне редко бывает. Как правило, чаще выходит из строя их туалет, идут к нам.
Будем надеяться, это не станет аргументом.
Беседовал о дружном космосе Виктор Смирнов, 47news