КАСКО больше не спасёт от превращения машины в кусок железа. Из-за санкций ремонт придётся ждать до полугода, а подушки безопасности стали коробочками. 47news погрузился в проблемы страхового бизнеса и дилеров-партнёров.

Авторынок Петербурга завершает июль-2022 в трендах. При общей заморозке продаж и дефиците предложений автовладельцы посмотрели в сторону КАСКО - у добровольных полисов шире перечень страховых случаев, а страховые компании компенсируют ущерб вне зависимости от вины клиента в ДТП.

- Видимо, у агентов теперь очень много работы. По ощущениям, с июня цены выросли вдвое, - рассказал 47news петербуржец Александр, который в конце весны задумался об оформлении нового полиса для семейного Volvo. - Ещё в конце мая для машины стоимостью три миллиона рублей полис обходился в 100 тысяч рублей, в июле - уже 200.

Кроме скачущих цен собеседник столкнулся с дефицитом оригинальных запчастей у дилеров. Новое лобовое стекло потребовалось, когда в прежнее на дороге прилетел булыжник. Удалённо подав заявление на выплату, петербуржец отправился в аккредитованный автосервис дилера. Но там сроки поставок запчасти назвать затруднились.

- В итоге удалось найти автосервис не из списка аккредитованных. Там обещали привезти стекло за месяц-полтора. Учитывая, что сроки поставок постоянно переносятся, думаю, мой заказ привезут к Новому году. В таком случае не совсем понятно, зачем платить бешеные деньги за полис. Теперь, видимо, есть смысл страховаться только от "тотала" (компенсации в случае, если машина восстановлению не подлежит - ред.) или угона, - рассуждает собеседник 47news.

По данным Росстата, цены на полисы КАСКО в Петербурге резко пошли в рост в марте, скачки продолжались всю весну, а в начале лета упали до отметки в 70970 рублей. При этом показатель стоимости в Северной столице почти на три с половиной процента выше среднего по России.

инфографика 47news

Опрошенные 47news эксперты авторынка, естественно, в курсе последних течений. Один из собеседников обратил внимание на важный нюанс, который не касается запчастей.

- Если раньше можно было разбить машину, где-то в гараже быстро ее склеить и продать, то сейчас это уже не работает. Теперь "разбил и поставил", причем надолго. И проблема не только в отсутствии деталей: у официальных дилеров больше нет доступа к единому европейскому порталу с инструкциями, электронными схемами и кодами доступа. То есть блоки безопасности воздушных подушек, управления двигателем, АКПП, безопасностью не подлежат перепрограммированию и превратились просто в коробочки, - рассказал он. - Не имея возможности прописать новый блок (безопасности воздушных подушек - ред.) машины, его ремонтируют. Автомобиль собран, заводится, на дисплее ошибок нет. Но надёжность работы подушек при следующем ударе, мягко говоря, сомнительна.

Исполнительный директор российского Союза автосервисов Виталий Новиков в беседе с 47news указал на неизбежное изменение прежних отношений со страховыми. Он сам недавно искал бампер для BMW X4: "В городе такой один и стоит 200 тысяч. В итоге ремонтировал старый".

- Просто теперь ремонт машины становится не проблемой каких-то конкретных автосервиса или страховой компании, но и самого хозяина. Все будут искать детали, как смогут, и будут в этом процессе задействованы. Это, безусловно, неудобно, - прокомментировал Новиков.

Собеседник также обратил внимание, что этот сегмент бизнеса четко структурирован: ввозом запчастей занимаются не дилеры, а отдельные компании-дистрибьюторы. Организация новой логистики, по оценкам эксперта, может занять от трех месяцев до полугода. В условиях нестабильности он советует обратиться к так называемым не системным поставкам.

- Неужели из соседней Финляндии не привезут, например, один бампер? В том же Выборге подключить "тушканов", чтобы они зацепили за границей и привезли нужную деталь, - поясняет Новиков.

- Но через границу из-за санкций не дадут провезти практически ничего. Запрещён провоз кузовных деталей, стекол. Даже несмотря на то, что едешь за ними на своей же машине, - заочно спорит один из собеседников 47news на авторынке. - Один знакомый не смог провезти какие-то болты за 150 евро, ему сказали - санкционный товар.

47news поинтересовался мнением о текущей ситуации у крупных страховых компаний. Их представители подтвердили проблемы с оригинальными деталями, но информацию о двукратном росте тарифов считают преувеличенной. Из их реплик выходит, что стоимость полисов выросла в диапазоне от трёх до 50 процентов, в первую очередь из-за скачков цен на сами автомобили и запчасти. Директор центра обслуживания клиентов Северо-Западного филиала "РЕСО-Гарантия" Ирина Астанаева добавила, что в тарифах учитываются дополнительные показатели: частота страховых случаев в регионе, средняя величина выплат, пол и возраст водителей, долговые обязательства и прочее.

- Ставка тарифа может измениться не сильно, но итоговая сумма в рублях станет выше, в том числе и при пролонгации безубыточных полисов. Клиент видит и "ощущает" в собственном бюджете произведенную оплату, а не процент от цены машины, - объяснил Константин Алтунин, заместитель директора филиала "Росгосстраха" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по корпоративному страхованию.

Руководитель дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев отметил, что страховые тарифы по нескольким маркам машин выросли в пределах от трех до девяти процентов. Автосервисы-партнёры испытывают проблемы с поставками оригинальных запчастей из Европы, Америки, Японии.

- У нас заключён 1091 договор со станциями технического обслуживания. Способы быстрого получения оригинальных запчастей отсутствуют. Все станции используют в ремонте альтернативные запчасти", - рассказал Княгиничев.

- Сложности с ремонтом наблюдаются у всех, не только у СТО, аккредитованных у страховщиков. Рынок запасных частей у всех игроков один, исключений на нём нет, - широкими штрихами добавил Константин Алтунин из "Росгосстраха". - По согласованию с клиентом, автосервисы ищут варианты ускорения ремонта: предлагают б\у-запчасти, восстановление повреждённых элементов вместо замены, использование неоригинальных, но качественных узлов и частей автомобилей, используют механизм поставки оригинальных запасных частей в рамках параллельного импорта из стран Азии. Страховая компания участвует в ускорении ремонта автомобиля клиента, предлагая воспользоваться опцией по замене СТО на иную или получить денежную выплату.

Опытные владельцы при этом указывают на хитрость при таких расчетах. Страховые компании платят за детали с дисконтом в 40 процентов от рыночной цены.

- Например, если ущерб оценён в 100 тысяч рублей - страховой эта сумма фиксируется как стоимость запчастей и ремонта. С учётом работ по замене цифра может подняться до 150 тысяч рублей. Но на руки получите 60 тысяч, остальное доплатите из кармана, - говорит один из опрошенных экспертов авторынка. - Поэтому при выборе КАСКО нужно внимательно изучать условия договора и держаться компаний, которые готовы вернуть стоимость запчастей при самостоятельной покупке. И опираться на страховые, сотрудничающие с СТО, которые смогут привезти детали в обход санкций хотя бы в течение месяца. Но таких в городе пока единицы.

В страховой компании "Согласие" отметили, что при повышении цен на сами машины популярен становится мини-КАСКО: когда владельца страхуют не по полному пакету рисков, то есть с конкретными опциями. К примеру, только от угона, тотального уничтожения машины или ДТП по вине водителя без ОСАГО. Разница в стоимости полисов доходит до 80 процентов. "Если раннее продажи мини-КАСКО составляли в портфеле порядка пяти процентов, то сейчас этот показатель вырос до 20", - рассказали 47news в "Согласии".

О сроке, к которому ситуация с запчастями может стабилизироваться, собеседники 47news высказались расплывчато, заложив на процесс от двух месяцев до полугода.

- Можем только запомнить всех тех, кто устроил нам эту ситуацию, и не пускать их на рынок без крупных штрафов. Оценить возможные потери каждого автовладельца и деликатно за это спросить, - высказался исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков. - Если серьёзно, то очень многое зависит от властей. Они должны максимально четко установить параметры параллельного импорта, определиться со списком брендов и запчастей и обеспечить беспрепятственную доставку. Сейчас же, например, параллельно могут возить только физлица.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс в разговоре с 47news согласился, что описанная ситуация актуальна для всей страны. Он также делает ставку на параллельный импорт.

- Его активно пытаются наладить те, кто зарабатывает на продаже и ремонте машин, но очень сложная логистика. Страховщики, понимая, что потребительская возможность у людей падает очень серьёзно, работают с франшизами, предлагают полисы в кредит. Скажем так, все мы выкручиваемся, - прокомментировал Юргенс.

- Понятно ли, когда с ремонтом станет проще? - переспросил 47news.

- В широком смысле - когда закончится спецоперация, в узком - когда наладятся экономические связи с основными поставщиками параллельного импорта - Китаем и Турцией. Но даже эти страны опасаются вторичных санкций, и теперь это непростой процесс.