Суд решил взыскать с Ленобласти миллиарды в пользу компании ЛОЭСК. 47news объяснит, почему отдавать никто не собирается.
В ближайшее время будет напечатано решение Арбитражного апелляционного суда Петербурга по иску компании ЛОЭСК к комитету по тарифам Ленобласти. Энергетики требовали вернуть 2,3 млрд рублей, исключенных из необходимой валовой выручки (НВВ) за 2019 год. По информации 47news, 6 октября суд удовлетворил иск. Таких сумм с правительства никогда не взыскивали.
Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем средств, необходимый сетевой организации для хозяйственной и инвестиционной деятельности. Сумма закладывается в тариф регулятором - комитетом по тарифам.
Решение вступило в силу - Ленобласти нужно либо платить, либо оспаривать. Если второй вариант, то все равно, нужно сначала отдать деньги, параллельно бодаясь в кассации. Есть один выход - просить у суда отсрочки.
Планируемый бюджет Ленобласти на 2022 год - 202 млрд рублей. Дефицит - 21 млрд.
Естественно, списание 2,3 млрд в казну не закладывалось, а лишь может учитываться при корректировке. Более того, тот же суд сейчас рассматривает другой иск ЛОЭСК.
Этот - о возврате почти 3 млрд, вычеркнутых комитетом из НВВ за 2020 год. Тяжба наверняка будет выиграна - диспозиция аналогичная, да и судья тот же. Итого: 5,3 млрд. Согласитесь, чтобы взыскивать такие суммы с региона, да еще при новых "украинских" обстоятельствах, требуется незаурядная политическая уверенность.
ЛОЭСК принадлежит через юрлицо пяти физлицам, в том числе знаковому бизнесмену Илье Траберу и областному тяжеловесу Рамису Дебердееву. (25% - у правительства Ленобласти).
Генезис долга. Мир энергетики лишь кажется тихо жужжащим, а в нем постоянно искрит. Так, в 2019 году ФАС России проверил комитет по тарифам и нашел нарушения в части регулирования ЛОЭСК. Областным чиновникам было предписано исключить из НВВ ЛОЭСК те самые миллиарды. Было исполнено. Но, как говорят, с нарушением регламента. Условно, юридическую запятую не там поставили. Это позволило ЛОЭСК снести в судах принятые комитетом решения и настаивать на убытках.
Реальность. Финансовый вице-губернатор Роман Марков столь бережлив, что сложно представить, как он расплачивается в супермаркете без бонусной карты. А инвестиционный вице-губернатор Дмитрий Ялов крайне вариативен - может убедить, что белое – оттенок серого.
Не лирика. Имеется и конкретный большой пример - два года длится противостояние Ленэнерго, а это федеральные Россети, с правительством Ленобласти о возврате 17 млрд рублей за так называемое “сглаживание” тарифов. (Если упрощенно, то компания строит сети на свои, а регион отдает через включения средств в тариф. Но потом).
Чего только не было в этой бесконечной позиционной войне. В судах счет - не в пользу Ленэнерго, и на мировое соглашение регион не пошел. “Россети” включали ресурс - помощника президента Максима Орешкина, грамотно совещавшимся с ФАС. По итогам, сумму “сглаживания” снизили до 10,2 млрд, а Ленобласти рекомендовали заключить регуляторное соглашение о выплате суммы в течении энного количества лет. Но соглашение оспорил ЛОЭСК. То есть, поставили процесс на "ручник".
Данные истории переплетены - величина средств, направляемых в сторону Ленэнерго, напрямую касается ЛОЭСК. Две ресурсоснабжающие компании в одном регионе - как два сообщающихся сосуда - у одной прибыло, у другой наоборот. Котел-то общий, а у Ленобласти нет возможности учесть аппетиты обоих.
Напрашивается вывод. Несмотря, что ЛОЭСК - региональная структура (а может, и благодаря этому), её позиции сегодня выглядят крепче.
Тем временем в правительстве Ленобласти официально сообщили 47news, что комитет по тарифам намерен оспорить решение суда.
- В частности, не было учтено предписание ФАС, выданное комитету по тарифам по результатам проведения проверки в 2018 году. Тогда ФАС России обязал комитет исключить из необходимой валовой выручки "ЛОЭСК" на 2019-2021 годы – это 2,9 млрд рублей. А также, провести дополнительный анализ расходов на 16 млрд рублей, - сообщили в пресс-службе.
При этом, по словам опрошенных чиновников, конфликта с ЛОЭСК нет и быть не может - компания, считай, родная, создана на базе муниципальных мощностей. В ЛОЭСК дипломатично называют суды рутиной. В стане “Россетей” – подготовка контрудара.
Что бы ни происходило, есть сериалы, которые не заканчиваются.