Для начала все выдохнули: узнав от президента о ядерной бомбе. Но потом вдохнули, услышав о тяжёлой десятилетке. 47news выбрал самое главное о наступившем новом мире.

Владимир Путин 27 октября выступил с речью, которую, как анонсировал его пресс-секретарь, "будут изучать, читать и перечитывать". В условиях сегодняшнего тотального дефицита времени – все три глагола - невиданная роскошь. То, о чем говорилось четыре часа на форуме "Валдай", попробуем ужать.

Традиционно Владимир Путин цитировал многих: от философов и писателей до мультипликационных героев. Ставил в пример Гарвардскую речь Солженицына, высказывания героев "Бесов" Достоевского, высказывания философа Зиновьева и девизы кота Леопольда. "Давайте жить дружно!" - обнаружил мульт-шаблон президент, рассказывая о попытках России встроить отношения с Западом и НАТО на принципах равноправия. Ему вообще сегодня были близки кошачьи. "Запад, цап-царап, и прикарманил российские золотовалютные резервы", - добавил он ловкости, когда в очередной раз приводил в пример коварство геополитического противника.

Естественно, что трибун стрелял в зал "дискурсами", "полицентричностью", "многополярностью" и "мироустройством". Эти слова действительно не столь понятные, как "цап-царап", и их нужно перечитывать. А если не поддаваться интригующей афише пресс-секретаря Пескова, то Владимир Путин в очередной раз заявил, почему мы такие, а Запад – другой, и в общем-то мы похожи, но не то чтобы.

Так, Путин отметил, что ему не близка "культура отрицания": "Даже в разгар холодной войны никому в голову не приходило отрицать существование культуры и искусства оппонентов… Нацисты сжигали книги, а сейчас скатились до запрета Достоевского и Чайковского". Попутно атаковал хулителей русской культуры: "Самомнение зашкаливает, но имен их никто не вспомнит".

Политику США российский президент охарактеризовал как ошибочную, свойственную гегемону, но подчеркнул, что Россия Западу не враг.

Естественно, что за словом враг должны были последовать и слова про "ядерное оружие", "ядерную бомбу". Они в итоге и последовали: "Нам не нужен ядерный удар по Украине, смысла нет – ни политического, ни военного", - заявил президент, на всякий случай отправив невидимого оппонента к чтению военной доктрины России. Он заметил, что Россия никогда прямо не угрожала миру ядерным оружием, отвечала только намеками на чужие заявлении. Что до "грязной бомбы", то, по словам Путина, Киев заметает следы её подготовки.

Как правило, каждый тематический блок завершался из зала одобрительными хлопками, даже когда речь шла про взрывы: "Запад идет на обострение, добиваясь власти над миром — Украина, Тайвань, обострение продовольственного и энергокризиса. И взрывы "Северных потоков".

Если проводить частотный анализ речи президента, то слово "Запад", безусловно, было одним из самых частых в его "валдайском корпусе": "Запад претендует на все ресурсы человечества, как ни пытается заверить весь мир в обратном… Пресловутый либеральный порядок умножает хаос… Им нечего предложить кроме своего доминирования", - убеждал в идеологическом кризисе и слушателей, и оппонентов Путин.

Говоря о противостоянии с Западом, он вышел на ситуацию с Украиной - было бы странно, если бы не прозвучала эта тема.

"Россия должна была что-то делать с Донбассом, надо было что-то для себя решить, но признать независимость и бросить - неприемлемо. Независимый Донбасс без включения его в состав России не выжил бы… Еще несколько лет, и для России была бы совсем другая ситуация, учитывая поставки туда оружия и строительство укрепрайонов", - заявил Путин.

При этом президент согласился, что отчасти происходящее между Россией и Украиной можно считать гражданской войной.

Что касается славянских споров меж собою, то российский президент вновь акцентировал: "Российский и украинский народы едины, это исторический факт… Украина исторически складывалась как искусственное государство".

Что до санкций, тот тут Путин был уверенным оптимистом, без всяких наполовину полных или пустых стаканов: "Пик обусловленных санкциями трудностей пройден, российская экономика адаптировалась, осталось создать цепочки поставок, снизить издержки… Наш бизнес легко берется за то, что еще недавно казалось невозможным без западных партнеров".

Попутно Путин пообещал, что режим отмены плановых проверок бизнеса в 2023 году будет продлён. Он же ожидает возвращения ушедших из России иностранных компаний: "Они же продают бизнес за доллар своему менеджменту и на ухо шепчут: "Мы ненадолго, скоро вернемся".

Однако, действуя по принципу контрастного душа, Путин через пару абзацев сообщил, что готовиться всё-таки надо к худшим временам: "Мы стоим на историческом рубеже. Впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны".