В отличие от других жён и подруг, чьи мужчины сегодня на самом опасном рубеже, Мария из Тосно уже не надеется и саму себя не обманывает. Женщина уверена, что своего Гошу живым уже не увидит, но верит, что какие-то солдатские мощи и вещи близкого сможет получить. Искать надо у землянок и окопов рядом с селом под Лиманом, земля донецкая. Там сначала были наши, а потом пришёл враг.
Как рассказала 47news Мария, её доброволец с позывным "Комбат" сгинул 14 октября. О трагедии со штурмовой группой сообщил один из сослуживцев, вроде как командир.
"Его, короче, снайпер: на три-пять сантиметров приподнялся – и его сходу. Не знаю, как сказать, полголовы снесло, если его увидите, я не знаю… Там калибр 7,62 был… Он до сих пор, наверное, там лежит… Хохлы его разоружили, думаю, что и мину ещё под него подложили", - поделилась Мария с 47news записью разговора с тем, кто был с её мужем рядом в те дни.
По сути, это единственное доказательство того, что случилось с её 38-летним Гошей, и где его искать. Голос в трубке попытался обнадёжить тем, что удалось вынести документы "Комбата" и его цепочку с иконкой. Само тело забрать не получилось. Стреляли.
Но Гоша это он для неё. А так представитель дагестанского народа лакийцев Гусейн Шабанов оказался в Тосно 18-летним срочником, да и остался жить в Ленобласти. Работал механиком в боксе, который сам и арендовал. Решение идти добровольцем принял после полутора месяцев сборов под Белгородом. Его туда планово направили ремонтировать танки и БТРы. Этого хватило, чтобы принять решение.
"Пять дней дома побыл, а 21 сентября пошёл в тосненский военкомат. Всё говорил: "Хочу добровольцем, хочу ребятам помогать. У нас на сборах в Белгороде у ларька бабушка всё время сидела. Она то яйца варила, то картошку, то огурцы таскала, всё солдатиков хотела накормить. Как я не пойду за эту бабушку воевать?". Вот, месяца не отвоевал… Буклеты всё эти показывал, что добровольцам-контрактникам положено. А что мне до этих буклетов? Я их и не читала, у меня одна мысль - как его отговорить. А он говорил, что всё равно скоро мобилизацию объявят, что ему всё равно идти, так лучше так. Теперь над мобилизованными все трясутся, а про контрактников, куда ни позвонишь, никто ничего не знает", - рассказала 47news о мотивах мужа Мария.
Недолгую спецоперацию своего мужа Мария восстанавливает по коротким телефонным разговорам, а также по сообщениям в чате жён добровольцев. Выходит такая загогулина, что контракт Шабанов заключил 24 сентября, а спустя несколько дней уже был на юге Белгородской области при мотострелковом полку с автоматом, но всё еще без номерного жетона. Потом три дня на полигоне вспоминали, как стрелять, затем - пару ночей в каком-то разбомбленном общежитии. После того как покормили гуманитаркой, раздали каски, бронежилеты и патроны. Есть последнее фото добровольца Гусейна из Тосно. А последними словами "Комбата" в рацию, говорят, были: "Сидите и не шевелитесь, в ста метрах хохлы".
"Поймите же: какие звонки с передовой? Это же сразу прилёт! Был у них какой-то один телефон, у хохлов они его отжали что ли. Звонили только, чтобы сказать: "Я жив". Всё. Там ещё сигнал странно шёл, через Великобританию что ли, жутко дорого. В нём просто все имена близких были вбиты. А как они говорят. Вот, например, позвонил один, просит: "передайте "Дьяволу", что я не пятисотый. А мы же не понимаем ничего этого", - рассказывает Мария про свои будни.
Так или иначе с 14 октября больше о себе не давал знать ни боец "Комбат", ни механик из Тосно Гусейн, ни муж Гоша. Мария нашла в себе силы смириться с тем, что и не даст. А дальше - трудные попытки объяснить, что её муж убит и лежит, и с каждым днём портится, только кто тебе на слово поверит. 47news сам попробовал позвонить, нам не поверили. Итог – десяток заявлений о младшем сержанте Шабанове - в правительство Белгородской и Ленинградской областей, в Генеральную прокуратуру, в Минобороны, в тосненские военкомат и администрацию, в пункт отбора контрактников на Фонтанку и т.д. Они заканчиваются понятной просьбой:
"Прилагаю копию военного билета, заявление для поступления на военную службу, анкету, СНИЛС, ИНН, реквизиты банковской карты, свидетельство о заключении брака, справку об убытии на военную службу Шабанова Гусейна Курбанисмаиловича… С даты убытия на военную службу и по сегодняшний день – никаких выплат, в том числе заработной платы на расчетный счёт не поступало", - копии обращений есть у 47news.
"Куда бы ни обратилась, мне говорят только одно: "Ждите. Люди по два месяца ждут, по полгода. И вы ждите". Из администрации в военкомат, оттуда на Фонтанку. Все соболезнуют и понимают, а сделать ничего не могут. И никто о смерти не говорит. А мне его уже даже не опознать, у него даже жетона нет, даже если его вытащат, у него полголовы снесло, мне хоронить некого, свидетельства о смерти нет, есть только долги и никаких выплат. Сейчас объявят его пропавшем без вести и всё", - нашла в себе силы для предположения Мария.