Цензорам не понравилось, что в годовщину власти на экране появилась нечисть, да еще три гроба. А вот народ и, особенно, дети были счастливы от такого ужаса.

Самым масштабным празднованием в истории СССР стало 50-летие Октября. В советской культурной парадигме юбилеи такого рода всегда были окутаны ореолом сакральности, так что к ним начинали готовиться задолго и основательно.

Праздничное убранство в честь 50-летия Октябрьской революции. 1967. Ист. фото - fotostrana.ru

Не осталось в стороне и кино: к круглой дате киностудии в едином порыве создали внушительное количество фильмов, романтизирующих образ революции: "В огне брода нет", "Баллада о комиссаре", "Железный поток", "Мятежная застава", "Начальник Чукотки", "Сильные духом" И лишь по чьему-то недосмотру в эту бочку с киномёдом умудрилась попасть ложка кинодёгтя: 27 ноября 1967 года состоялась премьера первого советского фильма, снятого в чуждом жанре хоррор. Советский народ вздрогнул и повалил в кинотеатры. Там же мертвецы оживают и гробы летают.

Ист. фото - kinopoisk.ru

В дореволюционном российском кинематографе гоголевского "Вия" экранизировали трижды. Эти немые короткометражки не сохранились, но остались свидетельства зрителей и критиков - было страшно. Советскую киноверсию мистической повести программно-школьного Гоголя доверили снимать начинающим режиссерам Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Вскоре съемочная группа отправилась снимать на Украину.

На ключевую роль "Панночка, дочь сотника" утвердили Александру Завьялову. Она даже успела отыграть несколько эпизодов, но потом что-то пошло не так: с роли ее убрали и предложили замену Наталью Варлей. Довольно рисковый ход, учитывая, что у массового зрителя сия барышня устойчиво ассоциировалась со "спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей" из "Кавказской пленницы". Глянешь на такую, и в голову не чертовщина лезет, а песенка про медведей.

Режиссеры не успели переснять заново все сцены с замененной актрисой Завьяловой. Так что, в отдельных статичных эпизодах в гробу остается лежать она, а не Варлей. Ист. фото film.ru

Материал привезли на "Мосфильм" и показали директору студии, авторитетному Ивану Пырьеву. Мэтру не понравилось. Дескать, для Гоголя слишком реалистично, местами натуралистично (имелась сцена игрищ с обнаженными девушками), как бы трагично, но ни черта не страшно. В общем, надо переделать, нагнав сказочно-мистической жути. За сказки на "Мосфильме" отвечал Александр Птушко. Его-то и делегировали в съемочную группу в качестве худрука и постановщика трюковых сцен. И тут уж он развернулся по полной. Даже гробов было три: в одном лежала умершая панночка, второй метался в кадре порожняком, а третий подвешивали на металлических струнах к потолку: в нем панночка совершала полеты под куполом церкви.

К слову, одно из самых устойчивых актерских суеверий гласит: нельзя на сцене или на съемках ложиться в гроб. А если деваться некуда, то, в любом случае, гроб должен быть бутафорским.

Рассказывает Наталья Круглова, актриса "Государственного Драматического театра на Васильевском": "В самом деле, многие из актеров, сыгравших мертвецов,  вскоре покидали сей мир. Причем очень близко к сюжету постановки. Но и с этой напастью можно бороться. Если гроб стоит на театральной сцене, в него кладется бутылка водки, которая не вынимается до конца спектакля. После того, как аплодисменты отзвучат, а занавес опустится, бутылка немедленно распивается в присутствии несостоявшегося покойника. Но он сам не должен из нее употребить ни капли. Если же гроб с "начинкой" является частью киношных декораций, актер заранее договаривается с режиссером. Когда сцена снята, камера не выключается еще пару секунд, в это время "мертвец" должен успеть в нее взглянуть, улыбнуться и высунуть язык. После этого трагические происшествия ему грозить не должны".

Наталья Варлей еще только поступала в театральное училище им. Щукина и потому была чужда актерских предрассудков. Пока на съемочной площадке устанавливали свет, она, чтобы не терять даром времени, спокойно лежала в гробу и изучала конспекты. Кадр из фильма (в роли Хомы Брута Леонид Куравлев). Ист. фото - film.ru

В те годы упыри с вывороченными носами, вислоухие вампиры, губастые вурдалаки - это все порождение пластического грима. Причем представителей нежити гримировали так, что те казались абсолютно лысыми и голыми. Для контраста с рослыми упырями в кадр вводили бесовскую мелюзгу, собирая карликов со всей Москвы. На черных кошек надевали шапочки-капоры с рожками чертей. На задворках "Мосфильма" специально обученные люди ставили силки на ворон для эффектного эпизода, где полсотни черных птиц одновременно выпархивают из окон облюбованной нечистью.

Колдунью сыграл 70-летний Николай Кутузов. Рассказывают, что на съемках он сильно запил. Ист. фото - kinopoisk.ru

Долго возились с образом главного чудовища - Вия. По задумке режиссеров, он должен был выглядеть антропоморфно, являя собой гигантского немощного старика, которого поддерживают разные инфернальные существа. Но у сказочника Птушко имелись свои виды на этого персонажа. В итоге одеяние, под Вия изготовленное, с трудом могли поднять и перенести с места на место только трое. А ведь в костюм еще требовалось влезть и в таком виде ходить. Пришлось пригласить на роль Вия профессионального штангиста. Если пересматривать фильм сегодня, монстр в его исполнении получился скорее смешным, чем страшным. Но по тем временам...

Веки Вия поднимали вилами его помощники. Ист. фото - kinopoisk.ru

Советский зритель, в кои-то веки дорвавшийся до запретных ужасов, голосовал рублём: за первый год демонстрации "Вия" официально посмотрели 32,6 млн человек. И его сняли - СССР, по определению, не может быть ужасов. К тому же многие идеологи продолжали брюзжать: как вообще накануне 50-летия Октябрьской революции могла выйти такая "безыдейная" лента, кто допустил? Ну, а после того, как широколобые критики обвинили создателей фильма в открытом подражании продукции растлевающего Голливуда, "Вия" окончательно закинули на полку. Умудрившись при этом выгодно сбагрить для зарубежного проката в США, Аргентине, Финляндии и Франции. Эти - пусть себе дальше растлеваются.

И вдруг в досуг советских детей повсеместно вошла игра-страшилка под названием "Панночка помэрла". Чаще всего в нее играли в пионерских лагерях, в санаториях, больницах. То есть, там, где в замкнутом пространстве палаты можно собрать 5-7-10 человек, по предварительному сговору дождаться темноты, и вот тогда Если сами никогда в "Панночку" не играли, правила можно нагуглить.

Кадр из фильма. Ист. фото kino-teatr.ru

В перестроечные времена про "Вия" вспомнили: ленту отреставрировали, выпустили в повторный прокат и повторно получили приличные кассовые сборы. Оказалось, что и 20 лет спустя сей ужастик востребован зрителем. Причем, не только нашим. В 2019 году авторитетное американское издание IndieWire включило "Вий" в топ-100 "лучших фильмов ужасов всех времен".