Циркачи Чинизелли не первые протоптали дорогу из Европы в Петербург. До них здесь уже зажигали иностранцы. Но именно Чинизелли сделали цирк любимым зрелищем элит.
Потомственному циркачу, баварскому подданному Карлу Магнусу Гинне — 49. В России он живет всего пять лет, и уже такой успех: он владелец двух стационарных цирков "для конных представлений, с помещением в нем и конюшен" в Петербурге и в Москве. Однако проблемы множатся. Чего стоит одно только ежегодное перезаключение контрактов, где без "барашка в бумажке" никуда. Не дашь взятку - дадут ход жалобам окрестных домовладельцев, вопиющих, что деревянный цирк грозит "опасностию в пожарном отношении". А еще начали поддушивать конкуренты: люди кочевые, расходами на содержание постоянного здания не обремененные. Гинне понимает, что взвалил на свои плечи слишком много.
"В конце концов без помощника трудно, — подумал Ипполит Матвеевич, — а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен...". Примерно такими же мотивами руководствовался Гинне, когда решил вызвать на подмогу мужа своей сестры, почетного шталмейстера Его Императорского Величества короля Италии Виктора-Эммануэля II, ломбардийца Гаэтано Чинизелли, который лет 20 назад уже приезжал в Россию с гастролями.
Так, Чинизелли направляется в Петербург со всем своим многочисленным семейством, составляющим костяк его цирковой труппы. Этот табор вливается в цирк Гинне. Всего за пару лет предприимчивый миланец становится, как бы сейчас сказали, художественным руководителем, а после перехватывает у Гинне еще и административно-хозяйственные рычаги. Баварец и "мяу" не успел сказать, как оказался в собственном цирке на положении номинала.
Обиженный Гинне уезжает из столицы в Москву, руководить филиалом. Получив свободу действий, Чинизелли берет в аренду расположенный по соседству пустующий участок земли, примыкающий к Инженерному замку. (Выбор места не случаен: до 1842 года здесь стоял деревянный цирк Жака Турниера). Его мечта — выстроенное в соответствии с профессиональной спецификой современное здание. Также Гаэтано решает сделать ставку на "чистую" публику, дистанцируясь от формата балаганов с их грошовыми клиентами.
Но тут нужны связи на самом высоком уровне. И они сыскались. Прежде всего в среде гвардейских офицеров, для которых конный цирк был одним из любимейших зрелищ. А уж конные номера с участием дочери Чинизелли, очаровательной наездницы и танцовщицы Эммы — и подавно. К числу ее пылких поклонников принадлежал даже будущий наследник престола Александр Александрович, порядковый номер III. Говорят, одними только "воздушными поцелуями" промеж этих двоих тогда не обошлось.
В знаковый день 26 декабря 1877 года состоялось открытие каменного цирка. Почтенная публика, "мало избалованная еще роскошью публичных зданий", была потрясена как внутренней планировкой и богатым убранством, так и размахом представленной премьерной программы. Она состояла из 15-ти номеров: упражнения на лошадях, выступления клоунов, гимнастические и музыкальные номера. Четыре номера исполнялись членами семьи Чинизелли, тряхнул стариной даже сам 62-летний Гаэтано, выведший на арену сразу десяток дрессированных жеребцов. Хитом стало выступление выписанной из Берлина "дочери воздуха" Оцеаны Ренц, жонглировавшей на слабо натянутой проволоке: уникальный номер, до нее эквилибристы работали на канате.
Триумф был оглушительным, и вскоре визиты в новый каменный цирк сделались не менее популярны, чем походы в оперу или на балет. По степени престижности заведение Чинизелли не уступало Императорским театрам, его статус усиливался шикарной царской ложей, за устройство которой архитектор Василий Кенель был всемилостивейше удостоен бриллиантового перстня.
В аристократический среде Петербурга выработался ритуал: собираться в цирке по субботам. Как писала тогдашняя пресса: "Если вам захочется посмотреть на последние новинки парижских мод, на новую манеру носить лорнет, на золотую мушку, которую наклеивают между бровями, или на бриллиант, вставленный между передними зубами красавицы, то вам следует зайти в субботу в цирк, где собирается весь демимонд".
Но насладиться своим детищем в полной мере Чинизелли не успел - 4 октября 1881 года он скоропостижно скончался.
В течение последующих десяти лет, на фоне более чем успешной работы цирка, в клане Чинизелли случилась череда смертей и внутрисемейных разборок. Тем не менее, они могли перекупать таких мега-звезд, как парижская танцовщица и куртизанка Клео де Мерод, и септет юных американок, исполняющих входящие в моду регтаймы в пикантной, эротической стилистике. В отличие от современного цирка, в программах Чинизелли ставились номера "18+".
А еще супруга нового наследника — Люция - некогда артистка балета и наездница, если и участвовала в программе, то лишь затем, чтобы продемонстрировать публике новинку своего шикарного гардероба, продефилировав по манежу на гарцующей лошадке под зажигательную музыку. После чего возвращалась за кулисы, переодевалась в вечернее платье и на остаток вечера занимала место в ложе.
В один из таких эффектных выездов Люцию лорнетировал великий князь Владимир Александрович, родной дядя Николая II. Так зародилась любовная связь, о которой судачил весь светский Петербург. Причем, Чипионе ничуть не ревновал супругу, даже напротив — гордился ее "дружбой" с членом императорской фамилии.
Но в 1916-ом истек срок договора на аренду цирка, да и шла уже Первая мировая.
Уже на следующий, революционный, год цирк начисто лишился делавшей львиную долю кассы "чистой" публики. А 26 августа 1919 года вышел декрет о национализации учреждений культуры: "цирки, как предприятия с одной стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном очищении их программ, администрируются наравне с неавтономными театрами". В том же году остатки семейства и труппы Чинизелли покинули Петроград. В 1925 году в прессе промелькнуло сообщение о том, что "в Берлине умирает с голоду знаменитый прежде, богатый славой и деньгами директор русского цирка Чинизелли".