На полицию Петербурга начали валиться десятки поручений о розыске сбежавших из воинских частей. Для наглядности 47news дает конкретные примеры плюс перспективы.

После новогодних праздников в ГУ МВД и районные управления Петербурга продолжили поступать поручения от Военно-следственного управления по Западному военному округу по розыску десятков военнослужащих. (Начали же присылать такие запросы с декабря).

По информации нашего издания, каждый пакет документов на конкретное лицо копирует друг друга. Меняется лишь фамилия и краткие обстоятельства. Но в основе в отношении всех фигурантов — возбуждение уголовного дела по части 3.1 статьи 337 УК РФ — "Самовольное оставление части или места службы в период мобилизации либо в условиях вооруженного конфликта" (Норма введена в сентябре 2022-го).

Первое в России уголовное дело о самовольном оставлении воинской части возбуждено в Улан-Удэ, сообщал РБК. Младший сержант был призван по мобилизации 23 сентября, 28 сентября оказался в воинской части в Бурятии, но сбежал через дыру в заборе.

Так что это не про уклонения от явки в военкомат, которые, как известно, носили в крупных городах России массовый характер. Сегодня все обвинения имеют отношения к ситуациям, где призванный самовольно оставил уже воинскую часть. Причем в основном это касается побегов из Выборгского района Ленобласти.

47news предлагает вниманию две петербургские истории. Первая под Новый год уже закончилась, вторая в 2023 году только началась. Можно с удивлением заметить, что при всем накале политической дискуссии в обществе по поводу частичной мобилизации военный Следственный комитет по Петербургскому гарнизону гуманно реагирует на самовольное оставление части. Дела, как мы уже сказали, конечно, начали возбуждать, но заочной мерой пресечения всем избирается подписка о невыезде. Причем эта статья тяжкая — до 7 лет.

Так, в середине декабря в полицию Приморского района Петербурга военное следствие направило запрос в отношении 32-летнего петербуржца Федорова. 18 ноября контрактник ушел из в/ч под Сертолово, после чего и было возбуждено уголовное дело.

Мы нашли его в соцсетях: увлекается футболом, но без фанатизма. Судя по публикациям на странице, испытывал удачу в онлайн-тотализаторах. Также в галерее фотокарточек - пикники. Все как у большинства.

30 декабря на Комендантском проспекте его задержали, доставили в отдел полиции, после чего за ним приехал офицер МО и отвез в военное следственное управление на Шпалерную улицу. Судя по всему, никакого немедленного ареста не последовало.

Последнее фото он умудрился опубликовать 10 января: стоит у Деда Мороза возле Гостиного двора.

Общую ситуацию нам прокомментировал юрист Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александр Передрук: "Важно помнить, что мера пресечения должна быть соразмерна и необходима. Военное следствие можно только похвалить, что соблюдают закон и не стремятся упаковывать людей пачками в следственный изолятор".

В пресс-службе Военного следственного управления СК по Западному военному округу интерес 47news к мерам пресечения попросили оформить письменно.

Буквально на днях в розыск был подан 47-летний петербуржец Тропкин. В его движениях журналист 47news логики не заметил.

В соцсетях он указал, что окончил факультет биотехнологии и низкотемпературных систем ИТМО, работал в сфере установки и обслуживания систем вентиляции. Воспитывает двоих дочерей. Увлекается футболом, болеет за "Зенит". На странице публиковал фото фанатского виража, тематические татуировки и мемы о неприятии московского "Спартака".

Согласно уже объявленному розыску, 13 октября он призван комиссариатом Колпинского и Пушкинского районов как рядовой запаса и направлен в воинскую часть в Выборгском районе на должность телефониста. 19 ноября рядовой пропал. Однако 7 декабря он сам пришел в военное следствие на Шпалерную и повинился. Несмотря на то, что уголовное дело в отношении него было уже возбуждено, его отпустили под подписку. А рядовой резко ушел со связи. Пришлось подавать в розыск.

Подчеркнем: по данным 47news, в полиции Петербурга уже десятки аналогичных розыскных дел.

Близкие к следствию собеседники отмечают, что подобные дела расследуются довольно быстро. У военного следствия, как правило, не возникает проблем с доказательствами. Что касается судебной практики, то хотя статьей и предусмотрено лишение свободы до 7 лет, суд не лишен возможности назначить условное наказание.

Все же часть 3.1 статьи 337 касается самоволки на срок более 10 дней, но менее 1 месяца. Если же человека находят более чем через месяц, то ему вменяют уже часть 5 этой статьи. А она уже до 10 лет. Здесь уже и практика имеется.

17 января Челябинский гарнизонный военный суд вынес приговор военнослужащему по контракту, пишет "Ъ". Рядовой признан виновным в оставлении воинской части во время мобилизации и приговорен к 5 годам колонии. Вменили - часть 5 статьи 337 — оставление части на срок более месяца. То же самое вменили 24-летнему ефрейтору из Уфы. 12 января приговорен к реальным 5 годам.