Он обожал две вещи: спеть "Боже, царя храни" и сыграть на бильярде. Молодежь, откуда фраза? Девушкам мы расскажем об игре, развивающей грацию, а мужчинам о страстях.
Первый бильярдный стол в Россию привез Петр Первый. Этот подарок голландского короля он распорядился установить в своей приемной, дабы посетители, в ожидании монаршей аудиенции, коротали время с пользой. Кстати, Петр и сам неплохо "катал шары" на пару со своим верным арапом Ганнибалом.
Екатерина I не гнушалась играть "на билiарте" со своими придворными, причем на деньги, а императрица Анна Иоанновна, любившая после утреннего кофию раскатать партейку, распорядилась, чтобы бильярдные столы установили во всех столичных австериях. Неплохо играла и Екатерина Великая, которая, согласно легенде, обязала всех своих фрейлин освоить бильярд, потому как "грацию развивает". Именно во времена правления Екатерины II игра распространилась за пределы столицы: указом от 7 декабря 1770 года императрица потребовала повсеместно в трактирах и на постоялых дворах "для увеселения приходящих дозволить иметь биллиарды".
В годы царствования Александра I и Николая I игра в бильярд не только стала военно-прикладным, спортивным занятием офицеров, но и вошла в обязательную программу воспитания дворянина. Дальше — больше.
В 1850 году управляющий одной из петербургских бильярдных фабрик Арнольд Фрейберг создал стол для русского шестилузного бильярда, а пару лет спустя московский маркер Бакастов выпустил первый профессиональный справочник — "Правила бильярдной игры". К тому времени к бильярдной лихорадке в России уже присоединились купцы, а потом и простолюдины. Отныне гонять по зеленому суконному полю белые шары из слоновой кости перестало быть досугом одной только белой кости, и некогда царская потеха стала всеобщим увлечением. Именно тогда и сложился знакомый нам по кинофильмам антураж классической народной бильярдной: клубы дыма, пьяный гомон, рюмки водки вдоль бортов столов, заложенные в лузу купюры, разлитый в воздух азарт и пыхтящие под столами неудачники, игравшие "на пролаз" или на "кукареку".
В 1864 году газета "Петербургский листок" писала: "В конце сороковых годов запрещена была в публичных местах игра в лото, признанная тогда разорительною и вредною. Закрытие состоялось, а лотисты, для пользы которых последовало запрещение, принялись проигрывать свои деньги в карты, на бильярде потому что средства безразличны, лишь бы вели к цели". О том, что в страсти и азарте играть и выигрывать кроется нечто глубинное, в человеческой психике непредсказуемое, еще раньше размышлял наше и Пушкин. (Не случайно его Германн из "Пиковой дамы" в итоге сходит с ума). И хотя сам Пушкин больше предпочитал картишки, но и кием, по воспоминаниям современников, владел отменно. Между прочим, у него в Михайловском стоял исторический бильярдный стол — подарок Петра Великого прадеду поэта. И именно за этим столом, как гласит очередная легенда, Александр Сергеевич продул в бильярд свой будущий гонорар за две еще ненаписанные главы "Евгения Онегина".
Отчасти схожий конфуз позже случился и с другим русским классиком. По свидетельству Владимира Гиляровского, в 1862 году молодой офицер, начинающий писатель Лев Толстой проиграл в столичном Английском клубе в бильярд приезжему офицеру одну тысячу рублей. Хуже того — таких денег у Толстого тогда просто не было. А что может быть позорнее, чем не заплатить проигрыш? Выручил редактор "Русского вестника" Катков, расплатившись за неудачника из своего кармана. Некоторое время спустя, в знак признательности Толстой в качестве расплаты безвозмездно передал редакции "Вестника" свою новое сочинение. Так на страницах журнала появилась знаменитая кавказская повесть "Казаки". Кстати, Толстому приписывается следующее высказывание: "Нигде и ни в чем так не проявляется человеческий характер, как за бильярдным столом".
В бильярд проигрывались не только неопубликованные произведения. Сплошь и рядом на кон ставились целые состояния, имения и дома. Как шутили опытные бильярдисты: "Пока проигранными деньгами минимум два бильярдных стола не обклеишь, играть не научишься". Разумеется, власти периодически пытались как-то регулировать азартные игры, включая бильярд. Но он все равно А коли есть азартные игроки, значит будут и игроки профессиональные (каталы), использующие чужой азарт в собственных интересах.
"В мазальщиках (держащих шары за того или другого игрока — ред.), — писал в конце XIX века в своих "Воспоминаниях старого грешника" киевский мемуарист Паталеев, — недостатка не было. Каждый удар в игре шел нередко рублей на 150-200. Молодежь сильно увлекалась игрой, и проигрывались целые состояния, которые выигравшими сейчас же расточались на кутежи, оргии и женщин".
Незадолго до революции в Петербурге начали проводить регулярные турниры по бильярду, куда съезжались профессионалы со всей империи. Самыми сильными игроками традиционно считались каталы из Варшавы и Одессы. Сражались, как правило, не в примитивную "американку", а в "русскую пирамиду" (до 71 очка с битком и номерными шарами от 1 до 15). В такой игре считаются лишь заказанные шары, а случайные ("дураки") — нет. Отсюда в обиход вошло распространенное по сей день выражение "без дураков".
После Октябрьской революции бильярд попал в опалу как сомнительный буржуазный пережиток. Былые каталы ушли в глубокое подполье, а некогда массовые, народные бильярдные, наряду с притонами и прочими местами притяжения криминального элемента, быстренько позакрывали. Правда ненадолго. Но — это уже про советское другое.