Президенту доложено, что с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области обращаются хорошо. Реальность же - противоположна. Взгляните на подпись под документом.

Министр природных ресурсов Александр Козлов отчитался Владимиру Путину о ситуации в отрасли по обращению с отходами в Петербурге и Ленобласти. Об этом на днях стало известно 47news. Письмо являлось ответом на поручение президента еще от 2020 года. Эта была реакция на предложение губернатора Ленобласти Александра Дрозденко о создании единого мусорного регоператора для двух регионов.

Министр указывает, что в Петербурге и Ленобласти утверждена Единая концепция обращения с отходами и заработали два регоператора - единый не требуется. Далее Козлов сообщает, что "планируемая к реализации инфраструктура, а также существующая и строящаяся обеспечивает потребность двух субъектов РФ в мощностях по обращению с отходами и достижение ключевых показателей отрасли в соответствии с Указом Президента от 2020 года".

Мощности - это мусороперерабатывающие заводы. За несколько лет реформы к концу прошлого года был построен лишь один - на Волхонском шоссе. Но он не может работать по нормативам Росавиации, слишком близко аэропорт Пулково. Регламент вряд ли будет изменен - в порту приземляется и борт №1. То же самое ожидает проект в Новоселках, там строится аэропорт Газпрома.

Городской регоператор НЭО планирует возвести еще три завода в Ленобласти. Но все они наглухо завязли в протестах. Граждане выходят на митинги и торпедируют в судах даже процесс первичных изысканий. Суды идут на встречу.

Так было со стройкой областного регоператора под Кингисеппом. Так произошло с проектом НЭО под ломоносовской деревней Оржицы. До окончания тяжб еще далеко, а затем гарантировано родятся новые иски. К тому же, по жалобам активистов площадку на Карельском перешейке атаковал СК по инициативе Александра Бастрыкина. Это притом что недавно место согласовал своей подписью председатель правительства России Михаил Мишустин.

Тем временем, полигоны в Ленобласти давно переполнены, а строительство новых будет противоречить самой сути реформы. Критичен вопрос, куда везти около 2 млн тонн отходов, ежегодно образующихся в Петербурге. Таким образом, указанная министром "имеющаяся инфраструктура" исчерпана, а "планирующаяся и строящаяся" врезалась в стену народной воли.

Не помогло даже то, что к реформе были привлечены "Интер РАО" во главе с Борисом Ковальчуком и Игорем Сечиным, а также банк ВТБ с Андреем Костиным. И понятно, что это инициатива Кремля. Но усилия титанов увязли в бюрократии и тех же протестах.

Строить заводы в отдаленных местах, где теоретически гнев жителей будет меньше, невыгодно с точки зрения логистики. В таком случае, тариф на перевозку придется значительно поднимать. Властям города это крайне невыгодно из-за народного гнева.

В письме министра есть положительное упоминание Дорожной карты между Петербургом и Ленобластью. Но документ-то воздушный. Подобные подписывались с 2017 года. На деле два субъекта не могут найти понимания.

Про Петербург же сказано, что "осуществляется плановый мониторинг системы по обращению с отходами". Реплику не понял ни один из опрошенных игроков рынка и чиновников.

Итого: патовая ситуация сложилась из правды каждого участника. Дрозденко не нужны народные брожения. Беглов не пойдет на повышение тарифа. Борис Ковальчук - в недоумении: пришел помогать, а отклика — ноль. ВТБ и вовсе планирует выйти из игры. У жителей свой резон.

Есть ощущение, что в Петербурге и Ленобласти ситуация выйдет из тупика лишь после вмешательства первого лица. Впрочем, с такими докладами это скорее дело случая.

Виктор Смирнов,

47news

Нередко приводится пример Московской области, где губернатор Воробьев при поддержке мэра Москвы Собянина построил мусорообрабатывающие заводы, преодолев не меньшее сопротивление. Сделано это было после консолидации усилий всех органов власти: правительств города, области, муниципалов, прокуратуры, СК, полиции, Росприроднадзора. Проще говоря, всех собрали и нарезали задачи - как минимум не мешать.