Сегодня ясно, с какого этажа мафии спустили команду на устранение важнейшего игрока петербургского парламента. Даже босс всех боссов Кумарин не смог его прикрыть.
Недавняя публикация "Фонтанки" о лютой смерти бывшего депутата Госдумы Марка Горячева толкает к памяти о еще двух нераскрытых убийствах предельно публичных фигур — вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича и вице-спикера ЗакСа Виктора Новоселова. По Маневичу до сих пор - тишина, а осуждение 20 лет назад непосредственных исполнителей по Новоселову не привело к продюсеру. Теперь одно понимание есть.
И пока оно потихоньку движется к процессуальному оформлению с предъявлением обвинений, наше издание предвосхищает пресс-релиз Следственного комитета. Мы его просто литературно обработаем.
Летом 2000 года к гостинице "Астория" съехались два эскорта. Одни сопровождали Владимира Кумарина — Кума, вторые — Константина Яковлева — Могилу. Все случайные, попавшие под это наваждение, растворились, как чай в сахаре. Вожди узнавались мгновенно. В резонанс этому плотному нуару рядом притормозила "Нива" Андрея Константинова. Будто на мопеде прикатил. Авторитеты попросили известного журналиста поприсутствовать при их диалоге. Все то описано в те дикие и обаятельные годы.
Если вы и сегодня войдете в бар "Борсалино" (ирония есть — посмотрите одноименный фильм про дружбу двух гангстеров), пройдете налево до конца, то сможете присесть за столик, где тогда уместились все трое. Только в тот день там работало казино.
"На их лицах - блудливые улыбочки, официанты с белыми физиономиями подбежали, я как нотариус сижу. Костя липкую речь завел, мол, братва не стреляйте друг в друга. Кумарин в такт подпевает — никто не виноват, но не я первый начал. Короче, прелюдия к опере - "Зарыть топор войны". Будто в кино подсмотрели эту сцену. Наконец, каждый высказал слова примирения, пожали руки. Кум — с выражением — я дал себя уговорить, Могила - а я этого и не заметил. У Кумарина же только левая рука, вот и пожали левыми. А я выдал сенсацию: "В Питере прекратилась гангстерская война", - вспоминает сегодня Андрей.
Многие потом пытались уловить невысказанное. По мнению Андрея, то была не их идея - им генеральские погоны посоветовали публично завязать с кровопролитием. Тогда же много писали об инвестиционной привлекательности Петербурга, туризме, а стреляли нон-стоп.
На мой взгляд, логика мафии противопоказана восприятию обычного человека. Они зацементировали себе алиби и разъехались убивать друг дружку. А у того, кто успел бы первым, в рукаве уже имелся джокер — только сумасшедший будет так поступать после того, как все это напечатали газеты.
А за полгода до этого взаимоисключающего рукопожатия - незадолго до того, как Борис Ельцин перед первым новогодним поздравлением Владимира Путина устал и ушел - на Московском проспекте к служебной машине Виктора Новоселова подбежал гонец. Прилепив на крышу бомбу, он сиганул от греха прочь, но охранник успел его немножко подстрелить. Направленный взрыв смял вице-спикера в кашу, а государству достался Артур Гудков.
Прикрывавший его напарник включил заднюю. Так уж вышло, что вскоре автор лично его встретил, сначала пригласил телевидение, а потом познакомил с ним органы (на этот счет написано и снято с лихвой). Его зовут Саша Малыш (он отсидел свое и тихо живет в Ленобласти).
Со всеми их бандитскими шалостями разобрались. Они уронили многих, но все это были джентльменские дуэли — кроме гангстеров никто не падал. Но есть забытая деталь — их неудачная попытка убить возле Каменного острова самого Кумарина. Этот эпизод вошел в материалы дела, и на той встрече в "Астории" Кумарин знал о причинах поболее следователя.
Гудкову отмерили пожизненно за пять трупов, Малышу — 18. Для точности скажем, что соучастникам общего забега - Чванову и Черняеву дали по червонцу, Егорову — 5 лет. Старший абордажной команды — Олег Тарасов загремел в розыск.
Получилось, как на Сицилии — следствие закончено, забудьте. Тем временем, в кругу посвященных и понимающих раскладывали пасьянсы — влезали в истинные причины устранения Виктора Новоселова.
Конечно, он был явлением на инвалидной коляске. Парализованному после первого покушения, ему оставалось лишь играть в "шахматы". За неделю до убийства я ел с ним пельмени. "Я ничего не чувствую ниже пояса", - сказал мне Новоселов, когда, обсуждая какую-то тему, я удивился его иезуитству. Энергия и продуманность вознесла Новоселова на олимп влиятельности. Когда он стал вице-спикером петербургского ЗакСа, его связи еще больше заработали на ореол.
Первыми тяжелыми фигурами на его доске как раз и были Кумарин с Могилой (А других тогда не было). Он двигал ими - они перетягивали его каждый на свое поле. В то время ЗакС был живой, а не "одобрям". Ему-лоббисту - требовалась сочная жизнь. Им — золото и гипноз города.
Увы, конкретики комбинаций мало, да и тех нет.
Сегодня поднимается не пыль. Буквально научное исследование межклановой резни 90-х, в котором, как архивариус, закопался заказной отдел петербургской полиции.
До ветеранов преступного сообщества Кости Могилы добрались в конце 2021 года. Напоминать о прошлом начали с ареста бывшего президента Федерации вольной борьбы Петербурга Владимира Кулибабы. После этого новости об убийствах 90-х пошли чередой. В феврале 2022-го добрались до помощника замминистра МВД Дмитрия Скворцова, успевшего незадолго до этого покинуть Россию. С тех пор каждое следующе раскрытие убийств прошлых лет имело к Кулибабе и Скворцову прямое отношение. То всплывала кладбищенская резня, то междоусобная. Все это уже тянет на академический труд по анатомии петербургской Коза Ностра.
Согласно версии следствия и здравому смыслу той эпопеи, вертикаль нападения на Виктора Новоселова выстроили так:
Могила отдал приказ своему заместителю по темным вопросам Владимиру Кулибабе. Кулибаба переслал резолюцию руководителю управления по работе с конкурентами Скворцову. Скворец попросил заняться начальника обособленного подразделения по решениям окончательных вопросов Олега Тарасова. Тарас, в свою очередь, дал команду на сбор данных о подходах к Новоселову, его передвижениях, закупке специального оборудования (СВУ под видом видеокассеты закупили в Прибалтике), выборе киллеров. Дальше исполнял Гудков. (Малыша он привлек самовольно как фрилансера).
Единственной проблемой является выпавшее звено — Тарасов. После ареста Гудкова он благоразумно нырнул в Грецию, где испарился. В этом месте мы не можем дать волю закрученному триллеру. Тарасов не скрывается после пластической операции. Его догнали свои и предусмотрительно закопали, как чрезмерно информированного элемента. Однако на данный момент СК Петербурга уже склонил к показаниям Гудкова и тех, кто входил в их тусовку. Так что, при всем уже сложившемся наборе обвинений Кулибабе и заочных Скворцову, им приклеят и взрыв Новоселова.
Владимир Кумарин все это понимал 20 лет назад. Уже после того, как отгремели новости о появлении Малыша в Агентстве журналистских расследований, Кумарин позвонил мне раздраженно: "Вот если бы ты тихо привез Малыша мне, то мы бы узнали все".
- Только из этих трех — ты, я и Малыш - с этими сведениями остался бы только ты, - отшутился я.
При такой жизни после смерти Новоселова будущее простившего Владимира Кумарина и прощенного Константина Яковлева все равно стало загробным. Они себя нашли.
Через три года в Москве расстреляли Костю-Могилу (Убийство не раскрыто).
Дух той вражды доступен нам лишь через код Кума (в переводе на английский "кум" - крестный отец), но с 2007-го года он заточен под грудой приговоров. Не выдохнет.
Могила продолжает завораживать прохожих своим могуществом после смерти на Южном кладбище. Он каменный сжимает в руках крест, как меч. Все еще грозит эпитафией, выдранной из Анны Ахматовой: "Меня предавших в лоб целую". Ногу его обвивает змей, на которого он не успел наступить.
Виктор Новоселов придавлен торжественным валуном в Новодевичьем некрополе.
Ни в чем хорошем история не замечена.