Доведенные до отчаяния коммерсанты перекрыли стройку века в Усть-Луге. Им ответили молча.

В среду, 1 марта, на мега-стройку Газпрома в Усть-Луге с еженедельной инспекцией приедут топ-менеджеры компании Русхимальянс. Обычно — заместители гендиректора Кирилла Селезнева. Порой — он лично. Днем ранее, в 6:45 утра, сотрудники частной охранной фирмы перекрыли один из трех въездов на стройку. ЧОП наняли субподрядчики. Настаивают, что не получили за работу около 2 млрд рублей.

На месте сразу образовалась пробка из автобусов с рабочими, грузовиков, бензовозов, тралов с техникой, легковых машин.

— Откуда у вас деньги на ЧОП? Вы говорили: лежите на боку, — спросил 47news лидера бизнес-протеста, гендиректора компании "КомплексСтройМонтаж" (КСМ) Дмитрия Тоненко.

— У меня даже не на чем было сюда приехать, помогли товарищи. На охрану все скинулись, сколько могли. Аванс внесли, — невесело ответил коммерсант.

В Усть-Луге возводится крупнейший в России завод по производству сжиженного газа и газохимический комплекс. Курирует проект зампред правления Газпрома Виталий Маркелов. О ходе строительства Миллер докладывает президенту.

Посмотрите на карту: красной звёздочкой отмечен КПП, заблокированный бунтовщиками, а красно-желтым — перекрытый путь. Его и тот, что желтым, строила компания КСМ. Она привлекла к работе с десяток подрядчиков помельче. Блокированный путь ведет к площадке, где возводятся временные здания, офисы и склады. Дорога тупиковая, в эту часть стройки больше никак не попасть.

— Сколько вас там? — уточнил 47news.

— Я, двое таких же, остальные морально поддерживают. И четыре сотрудника ЧОП. 

Бунтовщики с прошлого лета года ждут денег. О чем, кстати, предупреждали в минувшем декабре: мол, бизнес на грани банкротства.

Завод строит компания "Русхимальянс" (РХА). Один из основных подрядчиков — "Энергетические технологии" (ЭТ). Они наняли КСМ, а тот — остальные звенья. В ЭТ заявляют, что направили в РХА претензию на 3,1 млрд рублей. В РХА сохраняют тотальный режим молчания, но намекают, что ничего не должны.

По словам Тоненко, перекрытие — жест отчаяния, денег не получили, несмотря даже на обращения к Алексею Миллеру и Кириллу Селезневу. О правовой базе своего выступления малый бизнес тоже подумал.

На кадрах виден прицеп автодома на колесах — для смены и сна.

— Эти дороги не приняты заказчиком, а значит остаются в зоне нашей ответственности. При этом по ним ежедневно проезжают сотни грузовиков, состояние ухудшается, а значит придется переделывать. Они уже  разбиты, — пояснил Тоненко.

Строительство дорог подразумевает: вырубку леса, корчевание, выемку грунта, засыпку песком, уплотнение, освещение.

На место прибыли сотрудники службы корпоративной защиты Русхимальянса.

— Настаивали, чтобы мы убрались. Приехал участковый. Походил, поспрашивал. Нас спросили, какая цель? Ответили, что охраняем результаты своего труда.

— И что в ответ?

— Нам сказали, что пошли докладывать наверх и скоро вернутся. Мы согласились, пропустили. Готовы стоять до конца. Договор с ЧОП заключен на полгода, — говорит Тоненко.

Но демарш закончился фиаско уже к вечеру 28 февраля. Уехавших ждать ответа коммерсантов не пустили обратно на дальних подступах. "А ЧОПовцы неожиданно отказались от договора," — говорит собеседник.

Руководителя филиала ЭТ Александра Панкратова не слышно за гудками в телефоне. Официальный представитель РХА в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию тоже взял паузу. Кирилл Селезнев не любит общаться с прессой, поэтому вопрос получил в WhatsApp.   

Виктор Смирнов,
47news

По данным СПАРК, у РХА убыток в прошлом году — 1,1 млрд рублей, оборот не указан. Учредители недавно скрыты из публичного доступа, но ранее компанией владел Газпром и Русгаздобыча. У ЭТ выручка — 6,3 млрд рублей, прибыль — 560 млн. Фирма принадлежит физлицу и является давним партнером Газпрома.

Предыстория в материалах 47news "Ультиматум Миллеру. Мегастройку Газпрома перекроют за долги" и "Миллеру забили стрелу. Говорить будут за долги под Русхимальянсом". Впрочем, будущее и без сегодняшнего демарша не радужное. О непростых перспективах стройки читайте в материале "Кому бы отгрузить 20 миллиардов. Стройка Газпрома в Усть-Луге теряет смысл".