Председатели комитетов Ленобласти это сделали — массово побывали в СИЗО. Там им было душно и тоскливо. Хоть и нашёлся один, кому всё понравилось.
В среду утром, 22 марта, случилось то, что месяц назад обещал губернатор Александр Дрозденко — председатели комитетов его правительства отправились в тюрьму. По данным 47news, автобус с заранее укомплектованным составом чиновников, с надписью "Администрация Ленобласти", подъехал около 10 утра к СИЗО-5 на Арсенальной улице,11. Это действующее заведение, предназначено для подследственных женщин, также содержатся и мужчины.
Хоть и не все хотели, явка была строго обязательной. Всем было предложено отложить любые другие дела. Причём, из-за строгости пропускного режима, группы разделили на более мелкие по 20-25 человек. Экскурсоводом был замначальника изолятора, а невольными свидетелями — адвокаты, пришедшие к подзащитным. Фото-видео нельзя, все устройства и документы изъяли на входе.
Граждан провели по пути, так сказать, "от" и "до". Начали с момента, когда арестованного привозят, проводят санитарную обработку. Далее — камеры. Говорят, одну даже открыли и разрешили поговорить с находящимися там женщинами. В хозблоке содержатся те, кто получил реальный срок. У них интересовались, сколько свиданий с близкими разрешено и как они происходят. Председатель комитета по малому и среднему бизнесу Светлана Нерушай запомнилась коллегам тем, что активно спрашивала, сколько литров супа варят за день.
В прошлый раз мы спрашивали, что самое тяжёлое, как они думают, для человека в тюрьме. Сейчас же, понятное дело, разговор был о другом — что они увидели неожиданного?
Председатель комитета градостроительной политики Игорь Кулаков в беседе с 47news настаивал, что ничего принципиально нового для себя не увидел. Раньше, когда работал в строительных организациях, посещал аналогичные заведения при их ремонте, и в целом у него было представление, основанное не только на кино.
- Ну, какие могут быть ощущения? Положительных эмоций это всё не добавляет. Гнетущая обстановка, конечно. А так - просто показали, как осуществляется режим наказания. Поводили по коридорам. Ни за что глаз не зацепился, откровенно говоря.
- А что по запахам?
- Я тут простужен немного, так что... Но тяжелого духа не уловил.
Председатель комитета по дорожному хозяйству Денис Седов аж завозмущался: "А можно я не буду ничего комментировать? Потому что мне как раз всё понравилось".
Раньше Седов был начальником отдела специального назначения "Тайфун" ФСИН. "Вообще-то я бывал во многих пенитенциарных учреждениях, и условия видел похуже. Да и понимал я, куда еду, как вы говорите, на экскурсию. Что могу сказать? Система исполнения наказания с тех пор, как я там работал, сделала серьёзный шаг вперёд. Что делать, у нас гуманное государство", - кажется, развёл руками на том конце провода он.
В отличие от товарища, Седов учуял запахи. И заметил, что помещениям много десятков лет, там можно заметить грибок на стенах, и много чего ещё.
- Как вам объяснил начальник СИЗО, почему вообще всё это происходит?
- Так и сказал, есть пожелание показать вам, как выглядят эти стены изнутри. Вот мы и посмотрели. Если была цель заставить задуматься о том, чего можешь лишиться и где оказаться в случае чего, то она точно была достигнута.
Те, кто не имеют такого богатого опыта, конечно, впечатлились больше. Так, председатель комитета по социальной защите Анастасия Толмачёва рассказала, что была рада выйти на улицу.
- Там просто тяжело дышать. Спёртый воздух. Но трудно не только из-за него. Выходишь и осознаешь, насколько становится легче психологически просто от того, что ты здесь, а не там, - поделилась она.
По её словам, бытовые условия сами по себе пугают не особо. В том смысле, что с ними всё понятно благодаря фильмам: есть крепкая дверь с решёткой, за ней — места для сна, посредине камеры деревянный стол.
- Гораздо важнее — это найти понимание с теми, кто внутри. В одном помещении может оказаться много человек с разным жизненным опытом. И надо же со всеми договориться о единовременном нахождении, и без конфликтов. Если так вышло, что человеку выпало пройти этот путь, надо как-то прийти и к осознанию того, как решить вопрос с пониманием окружающих, - говорит Толмачева.
Ещё запомнилась детская площадка. "Проходили мимо, кто-то спросил, почему она тут. Ответили, что мамы могут не разлучаться с детьми до трёх лет. Это ж, наверное, какая травма у ребёнка может случиться", - добавила она.
Глава КУГИ Марина Тоноян заметила, что условия "мягко говоря, так себе".
"Нам показали камеру, где содержатся мужчины, так там их двое. Женская камера рассчитана вплоть до 24 человек. А так — гнетущая обстановка, внутри кроме стола, кроватей и санузла ничего нет. Пищеблок тоже гнетёт", - прокомментировала она.
Председатель комитета по транспорту, ранее работавший в ФСБ, Михаил Присяжнюк решил поступить странно. Хоть несколько человек сообщили, что он был на мероприятии, сам он отрезал, дескать, не был, и соответствующего приглашения не получал, чем весьма расстроен.
- Да был он, что он городит, - ответили ещё несколько его коллег.
Тем не менее, на уточняющий вопрос Присяжнюк всё же заявил, что не может с этим согласиться. Возможно, ему показалось, что это не просто экскурсия.