Федеральные трассы на Северо-Западе и кольцо Петербурга могут остаться без ухода – работают жалобщики-профи. ФАС гнется. 47news нашел инициатора. Он подмигнул крупному бизнесу.     

В РФ 1 июля заканчиваются контракты на содержание и разметку федеральных трасс (Ленобласть: "Скандинавия", "Сортавала", "Кола", "Россия", "Псков". Петербург - КАД). Весной Росавтодор начал искать подрядчиков на новый двухлетний цикл. Но на Северо-Западе конкурсы атакованы жалобами в ФАС.

- На чем вы хотите заработать - в случае с федеральными дорогами? - спросил 47news фигуру, к удивлению, не отрицающую своего участия в попытке сноса контрактов.

- В данном случае это альтруизм, хобби у меня такое, - ответила фигура, чью репутацию и готовность на многое мы укажем в конце текста.     

Так, 15 июня рассмотрят жалобу на конкурс весом почти 5 млрд на содержание кольцевой. Подана 7 июня, в день окончания приема заявок. Торги остановлены.

Содержание - это уборка снега, полос отвода, противогололедная обработка, замена опор, барьеров и знаков, устранение локальных дефектов, колейности, ям, последствий ДТП. По КАД проезжает до 260 000 машин в сутки.

Приостановлены по жалобам конкурсы на содержание "Нарвы", трасс в Псковской и Калининградской областях. 7 июня оспорены торги по "Сортавале" и всей "Скандинавии" (3,5 млрд рублей). В тот же день оспорен конкурс на содержание мостов и путепроводов на федеральных дорогах в границах Ленобласти (981 млн). Выходить на объекты нужно 1 июля, а все ждут решения ФАС России.

С нанесением разметки - то же самое. В апреле по жалобе ФАС отменил конкурс на 2,9 млрд по КАД и участкам в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях. Заказчиком везде выступает "Управление Федеральных автомобильных дорог Северо-Запад" (Упрдор). На днях торги объявлены повторно.

Нанесение разметки выполняется только летом и в начале осени.

Итого: за день до окончания подачи заявок в ФАС зашло 7 жалоб на основные лоты по содержанию дорог в четырех субъектах Северо-Запада.

- Положение критическое, мы можем остаться не только без разметки, но вообще без всего. Вплоть до того, что, если будет масштабное ДТП, некому будет приехать, - говорят профильные чиновники, добавляя, что на оспаривание решения ФАС в суде уходит примерно полгода.

Все жалобы подало петербургское ООО "Просперити". По СПАРКу специализация - строительство зданий. Оборот 636 млн, прибыль 1,7 млн, учредитель петербуржец Роман Елисеев, это его единственный бизнес. Гендиректор Евгений Денисов. И фирма, и ее руководители ни в чем масштабном замечены не были.

В нынешнем году компания выиграла госконтракт на ремонт крыши дома за 23 млн. В 2022-м - договор на 155 тысяч за авторский надзор. В 2021 году за 276 млн ремонтировала дорогу в Свердловской области, но договор был расторгнут из-за срыва сроков. Опыта содержания дорог в обозримом прошлом не видно.

Основной довод "Просперити" - лоты слишком крупные. Далее канва: увеличение объема ведет к росту цены, а значит, и суммы обеспечения заявки. (Например, в случае с разметкой на КАД - 140 млн). Отсекаются те, кто финансово не тянет, но желает работать на меньшем участке. (От цены зависит и требования к опыту). Далее заявляют, что у победителя может не хватить людей - дороги расположены в разных местах, а работы выполняются одновременно. По мнению инициаторов, это ограничивает конкуренцию. В финале, просьба принудить Упрдор разбить лот.

В оспариваемых закупках компания не участвует. Так можно. Нужно просто объяснить ФАС, какие права нарушены. "Просперити" прямо этого не указывает, хотя опыт претензий у компании, мягко говоря, солидный, - за последние годы обжаловались закупки в Петербурге, Ленобласти, Москве, Чечне, Пскове, Нижнем Новгороде, Воронеже ... федеральных ведомств, Сбербанка, даже Росгвардии. Большинство обращений ФАС отклонила.

Есть ощущение, что основной вид деятельности этих бизнесменов с завышенной общественной позицией не относится к стройке. 47news рассказывал, как аналогичные знатоки блокируют закупки в Ленобласти. Например, на уборку дорог, снегоуборку, ремонт. По факту, это отрасль. Но тогда речь шла о десятках миллионах. Хотя в Ленобласти работала группа, тормознувшая закупки на 2 млрд, но там сотни жалоб на небольшие лоты, и дело не касалось государственных инфраструктурных проектов.

В январе 2022 года вступили новые правила по борьбе с профессиональными жалобщиками. Для подачи претензий нужна электронная подпись гендиректора, ограничено количество жалоб от одного заявителя на один подряд.

Похоже, это породило новый подход – не частить, а браться по-крупному. По словам экспертов в сфере госзакупок, расценки жалобщиков начинались от 0,5% цены. На других участников они не выходят, ждут обратной связи. Тем уверенным, что выиграют закупку, обиднее, но выгоднее заплатить, - судиться с ФАС хлопотно.

Одним из основных игроков на рынке дорог в Ленинградской области является компания ЕТС. Недавно мы упоминали ее в контексте борьбы за ремонт моста ценой 1,5 млрд. По нашим данным, компания подавалась на заблокированные конкурсы по содержанию "Скандинавии" и "Сортавалы". Представитель ЕТС подтверждать этого не стал, отрицать тоже. На вопрос, как они работают с таким явлением, ответил дежурно: "В рамках законодательства". А в профильных ведомствах раздражения не скрывают:

- В случае удовлетворения требований федеральные дороги в Петербурге, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях останутся без содержания на долгое время.

Отметим, логика укрупнения лотов понятна, но публично говорить не принято. Риск невыполнения работ тем выше, чем компания мельче. Дороги у всех на виду, деньги - казенные, прокуратура не спит, и показатели в СК не отменяли. В той же логике страховка от аномалий - например, если внезапный снегопад,-  то у подрядчика должны быть силы вывести на дороги одновременно с полсотни машин. Иначе - смотри выше. В ФАС Ленобласти признают проблему.

- Вывески меняются, а на заседаниях мы видим те же лица. Стабильно от них 3-4 жалобы в неделю. Тем не менее, количество фирм-жалобщиков упало примерно с 50 до 5-7. Выжили самые профессиональные. Формально они ничего не нарушают. Пытаемся подсвечивать надзорным органам. А системно надо бороться на законодательном уровне," - отметил мне один из антимонопольщиков.

ФАС России 47news спросил о методах противостояния - учитывается ли при принятии решения поведение фирмы на рынке госзаказа. И как антимонопольная служба реагирует на то, что невольно становится инструментом.

Представитель компании "Просперити" в ФАС Александр Даудов объяснил 47news свою позицию.

- Мы хотим, чтобы были лоты поменьше, они же собрали все в одну кучу. На такие крупные мы не можем зайти, - объяснил Даудов.

- У вас много жалоб. Корректно ли назвать это профессиональным направлением?

- Я профессиональный строитель, институт профильный заканчивал в 75-м, давно занимаюсь дорогами и у нас есть возможности и техника, - даже возмутился Даудов.

На вопрос: как он смотрит на затягивание сроков по социально важным объектам, пообещал ответить позже. Гендиректор Евгений Денисов на звонки не ответил.

В Упрдор "Северо-Запад" ответили 47news, что работы по содержанию дорог в разных районах "идентичны и имеют одинаковое потребительское значение".

- Действующее законодательство не запрещает выставлять на торги единым лотом объем работ, которые могут быть выполнены по отдельности. Критериев, по которым следует делить протяженность дорог для выполнения работ по содержанию, в правовом поле нет, - сообщил представитель учреждения, но самое любопытное открылось в конце.

Один из телефонов "Просперити" в реестре организаций оказался мобильным Артура Данчарова, - в недавнем прошлом, пожалуй, самого известного человека на петербургском рынке госзаказа. Он никогда не скрывал, что представляет интересы бизнеса и подает жалобы на госзаказчиков, - в особенности, дорожного ремонта. На его счету - снос конкурсов на миллиардыЕму и принадлежит указанная нами реплика про альтруизм.

- Зарабатываю я на строительстве. Сам готов с удовольствием взяться. А за жалобы денег не прошу, - тонко заметил Артур Данчаров.

"Prosperity" значит "процветание".