Именно она сочинила знаменитый романс - "Я ехала домой". Оглушительный успех. Но настоящие авантюрные приключения были только впереди.
Мария Пуаре родилась 160 лет назад, в Москве. Ее дед – француз - после Отечественной войны 1812 года остался в России и открыл в Первопрестольной гимнастические залы. Его сын - преподаватель фехтования - женился на дочери богатых суконных фабрикантов Тарасенковых. Они-то и стали родителями Маруси. Когда той исполнилось 8, умерла мать, а вскоре и отец. Ходили слухи, что его убил на дуэли один из конкурентов. Маруся была младшим, седьмым ребенком в семье.
Марусе замуж не хотелось. Она не любила этого старого скучного человека, который не только не разделял ее страсти к театру, но запрещал даже думать о карьере актрисы. "Я не позволю, чтобы моя жена выступала на сцене. Какой позор! – бесновался муж. В семье начались скандалы – с рыданиями, истериками, битьем посуды. Скоро терпению Свешникова пришел конец, и он упрятал Марусю в психиатрическую лечебницу.
Оттуда Марусю вызволил брат подруги, известный театральный антрепренер Михаил Лентовский. Она рвет все связи со Свешниковым, берет сценический псевдоним "Марусина" и вскоре уже блистает в модной оперетке "Курочка – золотые яйца". Веселящаяся публика Москвы валом валила на ее спектакли. Без малого 10 лет прослужив в театре своего спасителя, а затем перебралась в Петербург, на сцену Александринки. Отныне она желанная гостья в аристократических салонах и дружна с самой Матильдой Кшесинской.
На одном из балов Мария встретила блестящего кавалера - князя Павла Долгорукова. Князь был красив, умен, прекрасно образован. К тому же перспективен: все заметнее становилось его влияние в политической жизни России; ему, одному из основателей партии кадетов, даже прочили пост "президента страны". Но в случае свержения монархии. В 1898 году у пары любовников родилась дочь Татьяна. Но связать свою жизнь с князем Марии не удалось: ее законный муж, переселившийся на старости лет в скит близ Троице-Сергиевой Лавры, ни в какую не соглашался на развод.
В 1898 году возвращается в Москву, где начинает карьеру эстрадной исполнительницы русских и цыганских романсов. Именно в этот период она сочиняет два своих знаменитых романса – "Лебединая песнь" и "Я ехала домой". Их тотчас включила в свой репертуар тогдашняя мегазвезда Варя Панина.
В Петербурге на рубеже 1907-1908 годов бывший любовник на правах светского приятеля познакомил модную эстрадную исполнительницу Марию Пуаре со своим двоюродным братом – графом Алексеем Орловым-Давыдовым. Церемониймейстер двора Его Величества, предводитель Калужского дворянства и обладатель гигантского состояния жил в роскошном особняке на Английской набережной, 20, в полном одиночестве. Его жена баронесса фон Стааль, постоянно обреталась в Баден-Бадене и, как судачили злые языки, графом пренебрегала. Современники вспоминали о нем: "Типичный дегенерат, отличался феноменальной глупостью – страшный тяжелодум и при этом привычен свое умственное мышление излагать громко и при всех".
Как бы там ни было, эти двое начинают встречаться. Мария решает женить графа на себе. С ее стороны препятствий больше нет: перевалив за восьмой десяток, скончался муж. Но граф ведет себя странно. Вроде и влюблен, но решительных действий не предпринимает.
Мария знала о невероятном интересе графа к оккультным наукам и решила прибегнуть к модному в аристократических кругах спиритизму. С этой целью в свой дом на Фонтанке она приглашает известную гадалку Анну Чернявскую. За долю малую та предсказывает графу, что он разведется с женой и женится на женщине, которая его безумно любит. Далее Пуаре и ее друзья-медиумы начинают исподволь убеждать графа в неверности баронессы фон Стааль. Взбешенный, он нанимает частных детективов и отправляет их в Баден-Баден следить за женой. Слежка не дает результатов, хотя "духи" на все голоса по-прежнему твердят графу об изменах. В итоге Орлов-Давыдов все-таки подает на развод и 17 января 1914 года женится на Марии.
Чтобы укрепить свое положение в доме графа Пуаре решает "подарить" ему сына. Но ей уже 50, и иметь детей она не может. Тогда она решает приобрести младенца, желательно похожего на мужа. Знакомая акушерка покупает ребенка за 15 рублей, но Марии он кажется уродом: "Зачем вы мне такую дрянь приносите! Мне нужно породистого, с густыми бровями, и чтобы был похож на графа". Через другую акушерку они находят красивого мальчика, сына кухарки Надежды Андреевой. Малыш похож на ангела, он голубоглаз, как и Мария. Графу в Калужскую губернию летит телеграмма-молния с условленным текстом: "Алексей приехал", после чего счастливая семья отправляется на отдых за границу, ведь Марии необходимо поправить здоровье после "родов". Здесь-то их и застает Первая Мировая.
По возвращении в Петербург отношения между супругами портятся. Мария снова входит в астрал и разговаривает с духами. Те говорят, что большую часть своего двадцатимиллионного состояния граф должен завещать их новорожденному сыну. Но когда речь заходит о деньгах, в душу супруга начинают закрадываться сомненья. К тому же ребенок подрос, и граф, как ни старался, не мог отыскать в нем ни одной своей черты. Случайно оброненная Марией фраза окончательно убедила, что его, попросту говоря, надули: "Я вижу, ты сомневаешься, что Лелька твой сын. Если твои родные хотят, я согласна подвергнуться медосвидетельствованию, которое докажет, что я не могу иметь детей, но уплатите мне за это миллион". Подозрения подогревал и слуга графа Карл Лапс: он принялся шантажировать супругов, намекая, что ему известна некая тайна, о которой никто не должен знать. В результате граф подает заявление в прокуратуру, обвинив жену в подлоге метрического свидетельства. Марусю арестовывают и – о, ужас! - заключают в "предвариловку".
Суд состоялся в сентябре 1916 года. Вокруг здания Петербургского окружного суда царило настоящее столпотворение, в обеих "столицах" все только и говорили, что об этом процессе. Разбирательство продолжалось 8 дней, и газета "Новое время" ежедневно помещала стенограммы судебных заседаний. Под занавес процесса модный адвокат Михаил Казаринов произнес блестящую речь, заставившую рыдать женщин в зале: "Стучится в дверь старость, осень жизни, и берет она собаку, кошку, ищет ласки, привязанности, уюта, теплоты, а муж вместо этого хочет отправить ее в тюрьму. Пуаре бросает вызов природе, решая признать своим чужого ребенка. А что может быть важнее детей для несчастной женщины". Суд присяжных признал ложность метрического свидетельства, но при этом оправдал Пуаре. Несчастного ребенка вернули матери. Коммерсанты от культуры тут же наклепали несколько пьес об "околдованном графе и подложном сыне", но по причине "портретности главных действующих лиц" они были запрещены цензурой.
Судьба безжалостно обошлась с героями этой истории. Граф Алексей Орлов-Давыдов стал личным шофером Керенского и вместе с ним бежал за границу. Он умрет своей смертью в парижском доме престарелых в 1935-м. Уехал из страны и Павел Долгоруков. В 1927 году его задержат при переходе советской государственной границы и в ответ на убийство дипломата Войкова без суда расстреляют в чрезвычайке. Последнее упоминание о Марии Пуаре относится к 1933 году. В архивах остались документы, из которых следует, что снова поселившаяся в Москве пожилая нищенствующая актриса безуспешно пыталась выхлопотать себе пенсию. В том же 1933-м она и скончалась.
А сочиненный ею романс "Я ехала домой" и по сей день звучит в камерных залах.