47news посмотрел, сколько раз чиновники пытались пересесть на российские машины, и у кого при этом скрипело.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин 11 июля предложил всем бюджетным учреждениям и органам власти пересесть на отечественные автомобили. В обязательном порядке, "чтобы не кормить наших врагов". Инициатива ушла к министру финансов Антону Силуанову, и тот уже поддержал. А 47news вспомнил, сколько раз российские чиновники пытались пересесть на "Лады" и почему не поехали.

Попытку усадить госслужащих в отечественные агрегаты в 1997-м году предпринял Борис Ельцин. Своим указом от 1 апреля, который все сначала приняли за шутку, он запретил тратить бюджетные средства на закупку заграничных авто. Ездить на уже имеющихся в арсенале не возбранялось, но с расчетом, что это временно, а пересаживаться на "Волги" — приветствовалось.

СМИ в те годы писали, что идею президенту подкинул Борис Немцов. Позже, когда затея провалилась, он уверял, что на отечественные машины пересели 80% чиновников. Сами же госслужащие большей частью жаловались, что в "Волгах" холодно. Владимир Жириновский вообще утверждал, что эта машина не едет. А кто-то, как поговаривали (большинство указывало на Григория Явлинского), имел по две "Волги" в гараже как запасной вариант на случай поломки.

Спустя два года муки госаппарата закончились: президент тот указ отменил. К слову, все это время он ездил на "Мерседесе".

РИА "Новости"
Борис Ельцин и его "Мерседес"

Следующее вето последовало от Дмитрия Медведева: в 2014 году он запретил госзакупки машин иностранного производства. По факту в "Ладах" по-прежнему никто не ездил, ведь в России тогда собирались и БМВ, и "Тойоты", а для чиновников рангом поменьше были тоже условно наши "Хендэ" и "Фольксваген".

Аналогичный запрет с поправками был принят и в 2020 году: закупать зарубежные машины нельзя, но можно, если в России их производство отсутствует. Владимир Путин тогда же предостерег госслужащих от покупки иностранных лимузинов. Других типов авто из уст президента не прозвучало, в итоге серьезных пересадок чиновников опять не было.

В 2022 году Антон Силуанов произнес сакраментальную фразу: "Если мы пересадим государственных работников на "Лады"...". Чем вызвал волну реакций от тех самых чиновников. Сенатор Андрей Клишас, например, ответил, что ждет на "Ладе" самого Силуанова, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что к рокировке готов.

Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале тогда же написал: "Всем чиновникам — только "Лады" (последние два слова усилил капслоком). Следующий за фразой хохочущий смайлик, который теперь едва ли увидишь в сообщениях замглавы Совбеза, показал, что это опять не вердикт.

РИА "Новости", Алексей Дружинин
Владимир Путин садится за руль "Лады Калины", 2010 год

Известно, что личную "Весту Спорт" имеет губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Суровый рабочий "Ларгус" также задекларировал полпред президента в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров. На отечественных "Аурусах" передвигаются, как пишут СМИ, губернатор Челябинской области Алексей Текслер, вице-премьер Андрей Белоусов и сенатор Сергей Муратов (Курганская область). Сюда же - бронированный лимузин той же марки Владимира Путина.

РИА "Новости"
Аурус

На ПМЭФ-2023 Антон Силуанов, вдохновившись тестированием новой Lada Aura, снова призвал чиновников отказаться от иностранных авто. Правда, когда в ту же "Ауру" сел Герман Греф, машина уже не поехала.

РИА "Новости"
Чиновники присматриваются к "Ладе" на ПМЭФ

Отношение чиновников к отечественному автопрому отражают госзакупки. 47News увидел спрос, но больше по мелочи: по одной-две машины. В основном, берут "Нива Трэвел" и "Нива Легенд" — летом поставщиков этих моделей искали для госслужащих Томской, Архангельской, Брянской области, Алтайского и Красноярского края, Республики Ингушетия.

"Гранты" властей интересуют реже: нашлись закупки в Нижегородской и Псковской областях, Республике Башкортостан и в администрации Махачкалы. Ту же модель недавно на 5 миллионов взял Минтранспорта Дагестана. В июле 2022 года, аккурат после ПМЭФ, две закупки на "Весты" разместил Минэкономики Пензенской области. Впрочем, почти в каждой закупке указано "или эквивалент", а значит, вместо искомой могут предложить импортный аналог российской сборки, если найдется.

47news нашел и тех, кто "кормит врагов". 13 автомобилей Toyota Camry за 32 миллиона рублей в конце февраля 2022 года пыталось закупить Министерство промышленности и экономического развития Пензенской области (справедливости ради, закупку разместили за два дня до военной спецоперации). Но желающих не нашлось.

После них в ноябре 2022-го прошла закупка RAV4 за 6,29 миллиона для Федерального исследовательского центра "Почвенный институт имени Докучаева" — тоже бюджетники. Тогда же "Тойоту Камри" в комплектации "люкс" пыталась закупить администрация Сунженского муниципального района Ингушетии, но прием заявок отменили через два дня.

В 2023-м рискнул только один заказчик — "Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание" из Североморска Мурманской области. В июне этого года они нашли поставщика на Toyota Camry за 5,1 миллиона. Mercedes, BMW и Audi в 2022-2023 годах не покупал уже никто.

Иномарки, судя по госзакупкам, сейчас только чинят. Управление делами президента в 2022 году, например, потратило более 20 млн рублей на поставку оригинальных комплектующих для автомобилей марок БМВ, "Форд" и "Фольксваген", но на БМВ — больше. Вероятно, пересадить госаппарат на "Лады" получится, когда исчерпают возможности обслуживать старый автопарк. А это, как говорят эксперты, уже сейчас почти нереально.