Влюбленный в нашу культуру композитор из Словакии потерял в тюрьме 12 кг. Он рассказал 47news, будто вернулся лет на 200 в прошлое. А там Иисус за решеткой.

- Внутри две клетки, каждая метров по пять. Поместилось по девять-десять человек. На пол побросали сумки, а сами сидели, как птицы. Буквально замерли, ни шелохнуться, ни подвинуться. Воды и еды нет. А из суда в сторону Петербурга - под восемь часов на автозаке: по дороге же заезжали то в колонии, то в другие СИЗО, - рассказал мне о начале своей тюремной истории 47-летний композитор из Словакии Ян Мазак.

Ян Мазак/фото предоставлено героем статьи

47news давал увертюру похода. В мае на ивангородском берегу его задержали после незаконного заплыва из Эстонии. Вменили незаконное пересечение границы, суд определил в изолятор Горелово.

- Хуже обстановки я, наверное, не мог представить даже во сне. Там просто армия тараканов, грязно, не было питьевой воды. А в Кингисеппе в камере не было даже туалета - дыра в полу и рукомойник. Как будто вернулся на 200-300 лет назад в прошлое, - говорит Мазак. - Посадили на карантин, в камере на 20 "квадратов" столько же человек.

- Как встречали?

- Камера на 60 человек. Стали спрашивать, кто я, откуда. Много смеялись, говорили: "Обычно русские бегут в Евросоюз, а ты - наоборот. Тем более через реку". Я был у них как аттракцион. Каждый новоприбывший интересовался, как именно я плыл, а главное - зачем. Говорил, что всегда мечтал о свободе. А это их еще больше веселило: "Нашел свободу?"

В камеру он зашел с тем, с чем приплыл – с партитурами произведений. Среди них - посвящение президенту России. Ему запомнились наши татуировки – тигры, Иисус Христос за тюремной решеткой. Но он держался рядом с белорусом Романом (его на въезде в Россию остановили с подозрительно крупным беспилотником) и молодым воришкой Антоном.

- В камере 65-70 заключенных, некоторые устраивались на полу или в течение дня чередовали койки. Они по краям, а в центре небольшой стол, за ним поместится максимум человек 20. Туалет более-менее современный. Есть душ, маленькая кухня. Но пользоваться ими может только камерная элита.

- Сколько их и как они относились? Кстати, вам дали какое-нибудь прозвище?

- Очень дружелюбно. Их забавляло, что обо мне пишут в медиа. Кличку не давали, обращались по имени. Такой "элиты" человек 10, а смотрящий - Сергей Леонтьевич. Помог мне справить письмо маме. Она же всю дорогу не знала, где я и жив ли.

- Не секрет же, что у арестантов телефоны. Нельзя было позвонить?

- У наших не было. Только один раз официально принесли, но звонить можно было только по номерам из телефонной книги. Сказали, что за границу нельзя. На тот момент с мамой по телефону говорил только у дознавателя. Он разрешил позвонить на минуту, но требовал, чтоб без политики и говорить только на русском. А мама моя не понимает ваш язык.

Просидел он два месяца. Утром подъем, проверка (шмон), выход на прогулку. "В Кингисеппе набивались на площадку так, что не подвинуться. В Горелово играют в футбол самодельным мячом". Полноценно мыться можно раз в неделю.

- Ну, кормили-то нормально?

- На завтрак пшенная каша, обед - суп с картошкой и капустой, ужин - тоже картофель с треской, больше похожий на жижу. Отделяешь мясо от скелета - в руках практически ничего не остается. Все эту баланду в огромной цистерне развозит один человек, как лошадь. Мне зрелище напомнило картину вашего знаменитого художника "Бурлаки на Волге". Но от ужина я обычно отказывался, потому что уже становилось дурно. Скинул 12 килограммов.

- Арестанты делились передачами? - не обошел 47news тему "грева".

- Да, конечно. Обычно это овощи, салями, сигареты. Сам курю 30 лет, и без табака было бы тяжело. Возможно, это единственное в России, по чему буду скучать, - у вас курить можно практически везде.

В камере либо играют в нарды, либо смотрят телевизор. В нем три федеральных канала с новостями, сериалами и спортивными трансляциями. Особенно популярны бои без правил. В камере по двое наводят порядок. После официального отбоя зрелища продолжаются, некоторые перекрикиваются с соседями. Словак вел дневник, а сам прочитал "Медного всадника" и "Руслана и Людмилу". Особое потрясение - на День России во дворе повесили плакат, а сокамерник декламировал классику: "Это был очень сильный момент. У нас в стране нет такого".

- Политику стараются либо не обсуждать, либо говорить тет-а-тет. Слышал и такое: "Где ты взял, что в России есть свобода слова?" Всего один раз, кстати, видел по ТВ репортаж о тюрьме. Показывали туалет в "Крестах". Мне показалось, что снято не там - уж слишком чисто.

Встретившим его на берегу Мазак рассказывал, что в Россию его влекла богатая культура, широта русской души и свободы. В Европе он был недоволен всеобщей толерантностью к ЛГБТ. Теперь говорит, после двух месяцев в русской тюрьме отношение изменилось. Ту самую партитуру о нашем лидере - выбросил.

- Музыку арестанты слушают?

- В основном то, что популярно у молодежи. Классические композиции удалось послушать всего два или три раза.

- Свой опыт переложите на ноты?

- Нет, писать на эту тему ничего не буду. Это была бы очень грустная мелодия.

Процедура выдворения на мосту между Ивангородом и Нарвой прошла гладко, без долгих проводов и напутствий. В родной город Кошице в Словакии Ян Мазак вернулся 13 июля.

- Легально в Россию поедете?

- Только если будут предложения от театров или оперы.