Журналист 47news проехал автобусными маршрутами в столице Ленобласти, где стонали пассажиры. И на себе проверил жалобы жителей.

Собираешься на автобусе в Гатчину – не забудь наличные. Первый урок, усвоенный после напрасных 20 минут на остановке у станции метро "Московская" в Петербурге. Отсюда в столицу Ленобласти – Гатчину – пролегают четыре маршрута, но предмет исследования сократила до двух: К-18 и К-18А (перевозчик "Транс-Балт"). О них нелестно отзывались пассажиры.

В планах было доехать до Гатчины, затем добраться на внутригородских маршрутах до местного Варшавского вокзала и последить за внутрирайонными рейсами (в соцсетях гатчинцы жалуются, что с трудом доезжают до соседних деревень). А потом на межрайонном автобусе уехать в Ломоносовский. Все пошло не по плану.

В расписании на остановке указан интервал 15-20 минут. Около 10 утра под деревьями с десяток человек, но с каждой минутой прибывают. Ждут спокойно, на дорогу не выглядывают, а некоторые сидят на скамейках, несмотря на брызги фонтана.

– Переводом или картой в автобусе можно заплатить, не знаете? – спрашиваю у сидящей и уже довольно мокрой женщины.

– Картой точно нет, а переводом – пожалуйста.

На вопрос, вовремя ли приезжает К-18, уклончиво ответила: "Когда как".

Минут через 15 подплыл большой "Волгобас" К-18, и ко входу откуда-то повыскакивало, наверное, под 40 человек.

Боялась, что не влезу, но до этого не дошло:

"Только наличные", – отчеканил водитель.

И автобус уезжает без меня.

Сходила в банкомат, на остановке уже ждет открытый К-18А – увы, не автобус, а несолидная маршрутка. Цена проезда такая же – 105 рублей. Плачу наличными и занимаю последнее свободное место. В дороге в салон зашли еще пассажиры, так и ехали стоя до Гатчины. Но в целом комфортно и почти не душно.

Примерно в 11 часов выхожу в районе Липовой аллеи у Гатчинского дворца. Спрашиваю у прохожих, как пройти до остановки, где ходят маршруты 516 и 516А (тоже "Транс-Балт"  и тоже весьма порицаемые жителями).

"Да вы идите лучше до Балтийского вокзала, тут близко, – машет в сторону женщина. – Тех (это она про названные мной маршруты) долго ждать будете".

Послушно отклоняюсь от плана, решив, что на вокзале будет больше собеседников. Но на месте – небольшая полупустая площадь с остановками и без единого автобуса. Собеседники, впрочем, нашлись быстро.

– Моего 536-го не было три недели – водитель был в отпуске. Вообще уехать не могла, – делится со мной старушка на скамейке.

Остановка не крытая, рядом никаких крыш и павильонов, лучше бы без дождя.

– Сейчас давно ждете? – спрашиваю я.

– С 11 часов жду 525-го, который до Учхоза. По расписанию должен ходить каждые 15-20 минут (на часах 11:23). Летом вообще сложно, – вздыхает.

– Районные безобразно ходят, в деревню не уехать, – подключается другая пенсионерка. – А с городскими у нас хорошо.

Иду на остановку с противоположной стороны, она под крышей. Здесь ожидающих горсть. Слышу, одна из женщин с большими сумками просит ждущих помочь ей вызвать такси. На мои вопросы о жалобах охотно подключается очередная пенсионерка, в плетеной шляпке с полями и с сумочкой.

– На 431-й из Питера не попала, пришлось ехать на другом, чтобы успеть здесь на 518-й, который в одиннадцать. А он не пришел. Сижу уже полчаса. Ни на чем до Терволово отсюда больше не уехать.

– Почему нет, не узнавали?

– А кто ж их знает, они не сообщают. Нигде телефонов нет, – вступает в разговор ярко накрашенная пожилая женщина с сигаретой. – Раньше на Варшавском вокзале была диспетчерская, теперь нет. И кто без интернета, сидят и не знают, когда ждать автобуса и ждать ли вообще.

– А в самой Гатчине как с транспортом?

– Прекрасно, – затягивается дама.

Ни одного автобуса меж тем не появилось. Живее поток с противоположной стороны, где расположена еще одна остановка. Подъезжают, в основном, пазики, у большинства приоткрыт капот, у некоторых подоткнут пластиковой полуторалитровой бутылкой.

"Вы лучше про К-18 напишите (тот, в который я не попала из Петербурга до Гатчины), вот где ... – добавляет что-то непечатное единственный здесь молодой мужчина в светлых джинсах. – Когда 10 минут интервал, а когда и все 40. Если я и опаздываю на работу, то только из-за этой фигни".

Говорит, до работы из Гатчины ехать час и 10 минут, выходил из дома за два часа, с запасом, и все равно, бывало, не успевал. Теперь перевелся работать в ночь, так как по утрам из Петербурга проще уехать. Но бывает, приходится по два автобуса пропускать, потому что не влезть.

– "Волгобасы" на маршруте хорошие, но есть старые автобусы с черными тонкими сиденьями. Их какой-то человеконенавистник спроектировал, потому что даже 40 минут до Питера усидеть невозможно – пятая точка отвалится. Еще сломанные сиденья, грязные, – тут мужчина посмотрел на свои светлые брюки.

Неожиданно раздается резкий гудок – подъехавший автобус пытался отогнать с дороги бабушку, ту, что в шляпке. Не изменив темп, она засеменила по проезжей части на остановку напротив, где поживее.

– Да не уехать отсюда, господи помилуй, – вздыхает та, что просила такси.

В 11:50 сажусь в 525-й автобус, тот самый, который пенсионерка на открытой остановке ждала с 11 часов. 33 рубля – уже научена – наличными. Внутри пыльно.

Места есть, но еду стоя – всего-то, думаю, несколько остановок. Но начинается такая тряска, что быстро опускаюсь на ближайшее сиденье.

Автобус высаживает меня на Варшавском вокзале. Время – полдень, на площади – зной. Водители автобусов не выходят из кабин, сидят с открытыми дверями. Разморенные пассажиры ждут на нескольких остановках: для городских, по району и межрайонных. В основном, пенсионеры с пакетами, сумками. Ищут, где присесть, но скамеек мало.

Мой автобус до ломоносовской Кипени ушел в 11:40 – не успела. Следующий через два часа. Сверилась с расписанием, нашла тень и наблюдаю. В 12:15 должен был приехать 543-й до Елизаветино – не появился. В 12:20 – маршрут 516А до Меньково – снова пусто (опоздает на 20 минут). Следующие три рейса до Тойворово, Волосово и Учхоза (522, 524 и 525) пришли по расписанию. А вот 516-й до Прибытково на 12:40 не приехал.

"В это время как тихий час. Когда и по часу ждать приходится", – говорит сидящая рядом пенсионерка.

Рассказала, что несколько раз в неделю ездит в Гатчину из Малых Колпанов и обратно. А транспорта, как она считает, нет, потому что мало водителей: "Увольняются, кого на спецоперацию забрали, кто сам ушел, потому что платят мало. Вот и сидим".

В 12:40 должен был приехать 537-й до Тайцев, но нет. Рядом начинает нервничать пожилой мужчина с крепкой выправкой.

– Следующий через два часа – тут что ли ждать? Придется на коммерческом. А это 70 рублей, выжималово! – размахивает он льготным проездным.

– А если не на коммерческом, то сколько?

– В месяц 434 рубля плачу за проездной и езжу неограниченно. Ладно, пойду, – торопится на другую остановку. Его 537-й так и не пришел.

Следующий за ним – на 12:45 до Раболово, 530-й, прибыл вовремя. Ровно в 13 часов появился 514-й до Больших Колпанов, постоял минуту открытый и уехал. По расписанию должен отправиться в 13:10 – пришедшие к этому времени люди на него уже не попадут. Но таких вроде и нет.

539-й до Шпаньково появился по графику – в 13:08. Затем точные, как часы, 536-й до Низковиц, 518-й до Терволово и 540-й до Учхоза. Следующий через полчаса – мой.

Иду к водителям – вдруг кто-то все же вышел постоять на жаре. Смотрю, и правда, трое мужчин восточной внешности укрылись у киоска-столовой возле автобуса.

– Почему не все автобусы приезжают? Давно жду.

– И не дождетесь, – бойко отвечает водитель в сланцах на босу ногу. – Работать некому, все увольняются. У нас во всех автобусах объявления – ищут водителей. Вот сейчас процесс "Россия – Африка" наладили, может, негры работать приедут. Только они русский язык не знают, мы-то хоть на 5% выучили, – смеется он.

– Почему увольняются?

– Платят 45 тысяч в месяц, это три раза в "Магнит" сходить. А мне еще детям на родину надо что-то отправить. Встаю в четыре утра, чтобы успеть на маршрут, ложусь в полночь – мне это зачем? – двое рядом кивают.

– Мы теперь в Европу поедем, там по миллиону в месяц водители зарабатывают, если на рубли переводить, – продолжает заливаться парень в сланцах.

– А вас возьмут?

– Конечно, сколько наших уже уехало, звонят, зовут, – уверен собеседник. Другие улыбаются.

Напоследок спрашиваю, зачем бутылкой капот подпирать.

– Чтобы двигатель меньше грелся, без бутылки крышка захлопнется, – вставил слово другой водитель.

В 14:10, с опозданием на пять минут, приезжает 533-й ("Вест-Сервис"). Проезд – 99 рублей, даю наличкой, но замечаю, что один мужчина платит переводом. В автобусе не особо чисто, металлические крепления сидений в ржавчине. Но в целом сидеть удобно.

Около трех приезжаю в Кипень. Здесь одна остановка, в расписании на ней – четыре маршрута. Несколько женщин уверяют меня, что транспорта ходит больше, просто "остальное не повесили". Уехать, говорят нетрудно, в Петербург – вообще без проблем.

За остановкой – кусты и поле. Вдалеке виднеется единственная "Пятерочка". Машин и людей почти нет. Но автобусы снуют достаточно оживленно: как гатчинцы, здесь никто не ждет. Вот один за другим приехали два 484-х, спустя минут 10 сразу два 481-х. Водитель первого злобно зыркал на второго – туда зашло больше людей.

В моих планах – доехать до Петербурга на ИП "Будзинский", маршрут №655, он должен был выехать из Волосово в 15 часов. Во сколько на моей остановке, в расписании не указано, но, судя по картам, ехать 30-40 минут.

В 15:40, не дождавшись товарища Будзинского, сажусь в первый же автобус с табличкой до метро "Автово". Внутри – валидаторы и мониторы с видеороликами, и надписи "Пассажиравтотранс". Понимаю, что уже в Петербурге.