Перевалка зерна выросла в два раза, и отгружают даже через Ленинградскую область. 47news раздобыл столько цифр, что спасла только инфографика.

В конце августа - начале сентября Владимира Путина вновь ждёт в свои турецкие гости Реджеп Эрдоган. Главный вопрос - возвращение России в зерновую сделку. Фактически сельхоздоговорённости прекратили свои действия 17 июля. 47news показывает, на какие цифры сегодня смотрят в Минтрансе, когда разбирают морские точки выхода зерна из России, и анализируют зерновые, прежде всего пшеничные, объёмы семи месяцев 2023 года. Так, выборка включила в себя экспорт второго полугодия зернового сезона 2022/23 годов и первого месяца сезона 2023/24 годов, когда и была поставлена на паузу черноморская инициатива.

В период с января по июль через наши порты на экспорт отправлено 31,9 млн тонн зерна, что на 116,6% больше, чем за аналогичное время прошлого года. За отчётный период перевалку данного груза практиковала 71 стивидорная компания в 21 порту.

Зерновые причалы теперь есть и в Ленобласти: с конца апреля с казахстанской и сибирской пшеницей стало работать ООО "Порт Высоцкий" бизнесмена Андрея Полякова. Несмотря на то, что региональные власти уже сообщили, что в Высоцке перевалено 200 тысяч тонн зерна, по факту эта планка ещё не взята. Итого за три месяца работы - 174,3 тысячи тонн. Этого объёма Высоцку вполне хватило, чтобы стать самым мощным по зерну на российской Балтике.

С другой стороны, в общероссийских масштабах портовое зерно Северо-Запада практически не видно. По состоянию на июль, на Балтике с этим грузом работают только пять компаний. Кроме новичка в лице "Порта Высоцкий", это терминал "КЦТЛ" в Большом порту Санкт-Петербурга и троица из Калининграда – "Содружество Соя", "Портовый элеватор" и "Калининградский МТП". Только в Ростове-на-Дону, который морским портом стал лишь в 2010-м, зерно переваливают 13 компаний, в Азове - 8.

Поэтому отечественные мощности по перевалке зерновых культур - прежде всего, порты Азово-Черноморского бассейна. С начала 2023 года через терминалы южан ушло 29,6 млн тонн зерна, то есть 92,6% всего российского зернового экспорта. Доля Балтики - 1,5%, у Дальнего Востока ещё меньше. Каспий - не дотягивает до 5%.

Инфографика: 47news

О зерновых масштабах: на форуме "Россия – Африка" в Петербурге Владимир Путин пообещал в ближайшие месяцы шести африканским странам поставить от 25 до 50 тысяч тонн зерна на безвозмездной основе. Эти максимальные "африканские" 300 тысяч - 0,9% от того, что Россия уже экспортировала в 2023 году. А уходящее из Высоцка судно берёт с собой от 21 до 27,5 тысячи тонн зерна. Таким образом, наша помощь "голодному" континенту 6-8 балкеров-зерновозов.

Инфографика: 47news

Логично, что все лидеры стивидорного зернового рейтинга - южане-портовики Чёрного и Азовского морей. Из ведущих десяти компаний трое первых осуществляют перевалку через Новороссийск.

Лучшие результаты у АО "Зерновой терминал КСК" стивидорного холдинга "ДелоПортс" группы "Дело" Сергея Шишкарёва. С начала года этот стивидор перевалил 4,79 млн тонн зерна (+68,1%), против 2,85 млн предыдущего года. Следом идут две новороссийских стивидорных компании "Деметра-Холдинг": через терминал "Тритон" прошло 4,53 млн тонн, а через терминал "НЗТ" - 3,79 млн тонн. Четвертый результат у "Кавказ-Логистик". Через этот рейдовый перегрузочный комплекс морского порта Кавказ с января по июль прошло 3,26 млн тонн зерна. На пятой строчке ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань", который также входит в состав "Деметра-Холдинг". Единственный зерновой стивидор Тамани за 7 месяцев нарастил перевалку на 84,8% до 2,62 млн тонн.

Ещё два зерновых портовика, сумевшие уже перевалить за миллион тонн, - "Туапсинский зерновой терминал" в Туапсе и "Ультра Марин М" в порту Кавказ.

Инфографика: 47news

Если посмотреть на отгрузку зерна через Азово-Черноморский бассейн в разрезе не стивидорных компаний, а портов, то их 12. Из них три - крымских. Безусловный лидер - Новороссийск. С начала года через него прошло 13,3 млн тонн, то есть более трети российского зерна. Это +94,1% к прошлому году. Восемь стивидоров через порт Кавказ перевалили 5,8 млн тонн. Через Ростов-на-Дону прошло почти 2,7 млн тонн зерна (+79,6%). В Азове сделали 1,7 млн тонн (+121,5%)

В минус сработала только крымская Феодосия. Там зерно идёт через местный филиал ФГУП "НИКИМП", а также филиал ГУП РК "КМП" Феодосийский торговый порт". Итого 26,5 тыс. тонн против 33,7 тыс. тонн годом ранее.

Инфографика: 47news

На Каспийском море сразу на 184,8% до 852,5 тысяч тонн нарастил перевалку зерна порт Астрахань. С этим грузом в астраханском порту работают 11 компаний. Лидер - АО "Волгомост" филиал "Мостотряд №83" - 157,5 тыс тонн. Рядом ООО "Астраханский зерновой терминал" - 141,1 тыс. тонн. Третий в астраханском зерновом рейтинге - ООО СК "Стрелецкое" - 102,4 млн тонн.

АО "Морской торговый порт Оля" за семь месяцев улучшил свои показатели на 53,9% до 149,7 тыс. тонн. Два махачкалинских стивидора в лице ООО "Порт-Петровск" и АО "ММТП" перевалили 419 тысяч тонн зерна.

Инфографика: 47news

Огромный Дальний Восток в зерновом экспорте представлен только тремя портами и таким же количеством стивидоров. Во Владивостоке ПАО "ВМТП" отгрузил 275,3 тысячи тонн (+104,2%), в Зарубино ООО "Морской порт в бухте Троицы" перевалил 172,4 тыс. тонн (+142%), а АО "Международный морской перегрузочный терминал" в порту Посьет обработал всего 4,5 тыс. тонн зерна, но на 77,3% больше, чем годом ранее.

Инфографика: 47news

Александр Калинин,
47news

Контекст:

17 июля в Кремле заявили, что зерновая сделка между Россией, Украиной, Турцией и ООН фактически приостановлена. Россия уведомила Турцию, Украину и ООН о возражении против ее продления, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что сделка будет возобновлена после выполнения обязательств сторон перед Россией.

Черноморская инициатива, которую 22 июля 2022 года подписали представители России, Турции, Украины и ООН, предполагает вывоз украинского зерна и продовольствия, а также удобрений по Черному морю из трех портов, включая Одессу. Вторая часть - меморандум Россия - ООН, рассчитанный на три года, предусматривает разблокировку российского экспорта продовольствия и удобрений, среди главных задач были обозначены переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания, восстановление работы аммиакопровода "Тольятти - Одесса" и ряд других мер.