Как и положено классическому вестерну, по сюжету хорошие парни, а их должно быть немного, противостоят плохим парням и числом поболее. Но сегодня разговор конкретнее и не об этом.
В финале "Холодное лето 53-го" наказывают Зло, хотя победа достается слишком дорого. Особой фишкой "Холодного лета" служит то обстоятельство, что главные герои (и хорошие, и плохие) по своему статусу недавние преступники: отсидевшие по контрреволюционной 58-й ссыльные сражаются с бандой амнистированных уголовников.
Фильм вышел в июне 1988-го, а уже в августе был приобретен в фонд библиотеки Конгресса США как образец советского вестерна. За год в Советском Союзе картину посмотрели 64 миллиона зрителей, его копии продали в 40 стран. Причем в соцлагере его просмотры превзошли все прочие, включая американские блокбастеры.
Отчасти жертвуя исторической правдой, режиссер Александр Прошкин намеренно собрал в своей киношной банде разномастных уркаганов, смешав профессионалов с первоходами, отпетых негодяев с жертвами обстоятельств. В итоге в единстве места и времени, в карельской глуши, на берегу Сямозера собрался этакий уголовный ковчег, по замыслу режиссера представляющий собой своего рода модель общества того времени. Попутно несидевшему зрителю, которому еще только предстояло пережить 90-е, наглядно демонстрировалось, насколько уголовная иерархия схожа с властной вертикалью.
Хорошие парни
Лузга (актер Валерий Приемыхов).
Фронтовик, офицер разведки. В 1944-м в ходе выполнения разведзадания получил контузию, попал в плен к немцам. Из плена бежал, попал под трибунал, получил шесть лет. Уже на зоне схватил довесок за дерзость. К началу киноистории досиживал приплюсованные к основному сроку пять лет поселения.
Копалыч (актер Анатолий Папанов).
Как иностранный шпион еще до войны был осужден на 10 лет. Досиживал срок на поселении.
Участковый милиционер Манков (актер Виктор Степанов).
Бывший фронтовик ("Да я Карпаты штурмовал, когда ты немцам в плену галифе лизал!"). Об этом герое, погибающем в фильме одним из первых, режиссер Прошкин высказался так: "Персонаж Степанова характеризует нашу страну, которая и выживает лишь благодаря запасу внутренней силы".
Плохие парни
Барон, главарь банды (актер Владимир Головин).
Вор в законе. Большинство законников в те годы – карманники и мошенники, как раз они часто садились на небольшие сроки, а значит формально подпадали под амнистию-1953.
Крюк (актер Алексей Колесник).
Воевал. В уголовной терминологии – "сука" (защищал государство). Угодил в лагерь за мародерство, мог быть амнистирован за былые боевые заслуги.
Михалыч (актер Андрей Дударенко).
Некогда – селянин, а ныне – матерый бандит. Судя по всему, получил первый срок еще за кулацкое прошлое. По возрасту – старше 55 лет – законно попадал под амнистию.
Муха (актер Александр Завьялов).
Участник бандеровских бандформирований. Теоретически мог выйти по амнистии, если срок получил после того, как добровольно сдался властям.
Шуруп (актер Виктор Косых).
Мелкая уголовная сошка, презираемый остальными участниками банды. На руке иерархическая наколка "чушканА" (колечко, наполовину закрашенное синим).
Вспоминает Виктор Косых: "После "Холодного лета", когда мне приходилось выступать перед зрителями в зонах, я всегда слышал от них: "Ну вы там сыграли! Ну, наш человек! Такое ощущение, что вы прямо из нашей среды вышли!..". Простой обыватель тоже думает, что я просидел всю жизнь в тюряге и поэтому слился с образом воедино!".
Витёк (актер Сергей Власов).
Патологический насильник. Таких не жалуют, но побаиваются даже в самом уголовном мире.
В роли нашего, отечественного Эннио Морриконе, в свое время написавшего культовую музыку к культовым же вестернам Серджио Леоне, в "Холодном лете 53-го" выступил композитор Владимир Мартынов, с кем режиссер двумя года ранее сотрудничал на своей картине "Михайло Ломоносов". Далеко не все знают, что звучащая в финале симфоническая увертюра (с одного прослушивания запоминаемая) является инструментальной обработкой мелодии песни Epitaph (1969) рок-группы King Crimson. Многие меломаны уверяют, что версия Мартынова оказалась мощнее и убедительнее авторской.
Игорь Шушарин,
47news
Как было:
Решение об амнистии 1953 года связывается с именем Лаврентия Берии, члена Политбюро, занимавшего в то время пост министра внутренних дел. Цитата из фильма: "Амнистия, Берия им амнистию дал". На самом деле амнистия 1953 года затрагивала лишь тех, кто был осужден за срок до пяти лет. Вопреки устоявшемуся стереотипу, целенаправленного освобождения преступных авторитетов при Берии не было – лица, осужденные, к примеру, за бандитизм и умышленные убийства, права выйти на свободу не имели. Иное дело, что тогда несказанно подфартило тем ворам, грабителям, кому свезло уйти в последнюю ходку на относительно недолгий срок. А вот как раз ссыльные (Лузга, Копалыч) под амнистию 1953 года не попали.