Председатель областного парламента настаивает на праве губернатора удалять муниципалов. Тех, кто не понял предупреждения, – через два месяца. Тех, кого отвели в суд, – оставлять без наследников.

Спикер ЗакСа Ленобласти Сергей Бебенин заявил о своём желании изменить федеральное законодательство о местном самоуправлении. По традиции, впрочем, делает он это не под себя, а под идею губернатора Александра Дрозденко.

В пояснительной записке к проекту документа Бебенин рассказывает, как подправить нынешние правила так, чтобы у глав регионов России появилась возможность влиять на муниципалов.

Так, первым делом парламентарий настаивает, что федеральное законодательство недостаточно соотносится с нормами Конституции. Конечно, в основном законе страны записано про независимость муниципальной власти от государственной. Однако там же можно найти фразы о том, что органам госвласти предоставлено право участвовать в формировании органов местного самоуправлении. В том числе – в назначении и освобождении от должностей.

Высшее должностное лицо субъекта вправе вынести главе или главе администрации предупреждение за неисполнение обязанностей. Правда, только тех, что достались им вместе с отдельными переданными государственными полномочиями. Скажем, по жилищно-коммунальному хозяйству или образованию.

В продолжение этой мысли - есть на законодательном уровне установленный пункт о том, что глава региона вправе отрешить нерадивых муниципалов, если они не устранят выписанных замечаний. Однако подмечает Бебенин, нет никакого механизма, позволяющего реализовать эту возможность. Поэтому он хотел бы дополнить закон абзацем, по которому глава региона через два месяца после вынесения выговора муниципалам может уволить их своим приказом.

Если не ходить далеко за примером, можно представить, что будь подобные права у губернатора, спецоперация по удалению экс-главы администрации Шлиссельбурга Артёма Желудова прошла бы быстрее.

Не может не мучить Бебенина тот факт, что в Ленобласти постоянно кого-то сажают. На случай, если главу администрации заключат под стражу или временно отстранят от должности по иным причинам, его полномочия исполняет должностное лицо МСУ, определяемое в соответствии с уставом. Однако подмечает спикер, исполняющим обязанности становится лицо из числа бывших подчиненных главы местной администрации. А это "может привести к ситуации, когда глава местной администрации и после прекращения своих полномочий сможет оказывать влияние на работу местной администрации".

Во избежание этого казуса председатель парламента предлагает наделить высшее должностное лицо субъекта полномочиями по назначению временно исполняющего обязанности главы местной администрации. Это на случай, если его функции досрочно прекращены.

Опробовать этот пункт можно было бы на Лодейнопольском районе Ленинградской области.

Ну, и излюбленное – это получить власть над теми муниципалами, что зависят от межбюджетных трансфертов из региональной казны. По Бебенину, губернатор сможет отстранять тех руководителей, что нарушат условия предоставления таких субвенций. Объясняется это просто. Деньги в большинстве случаев предоставляются в рамках реализации государственных программ. В случае срыва работ по вине местной власти сильно страдает и всё правительство, так что ответственность тоже нужно нести, полагает инициатор.

Заметим, ещё весной Александр Дрозденко сам был автором законопроекта, усиливающего его вертикальность. Согласно той идее, он хотел получить право назначения не только глав районов, но и поселений. Депутаты его тогда поддержали, другое дело, что решение всё равно за Госдумой.

Добавим, Александр Дрозденко лоббирует изменение концепции формирования местных органов власти столько же, сколько работает губернатором. Благодаря его настойчивости в 2014 году региональные главы получили возможность назначать муниципалов. А вот снимать по-прежнему не могут.