Юристы и Роспотребнадзор объяснили, как получить компенсацию после того, как вы заказали доставку еды и отравились. По последнему массовому случаю иск скоро станет коллективным.

На сайте Роспотребнадзора Петербурга в ближайшее время должен появиться образец претензии к производителю еды АО "Грин бокс" (в переводе "Зеленая коробка") и сервису доставки еды "Самокат" (ООО "Умный Ритейл"). Там же перечень документов, которые необходимо приложить: копия паспорта,  медицинские документы, подтверждающие заболевание, чеки, подтверждающие оплату услуги.   

На 10 сентября в Роспотребнадзоре зарегистрирован 171 случай острой кишечной инфекции, в том числе два у детей. Возможной причиной могла быть шпинатная вафля с яйцом, ветчиной и голландским соусом.

Как сообщает "Фонтанка.ру", в стационарах остаются двое детей и 97 взрослых. У восьми пациентов обнаружена Salmonella, как и в продукции АО "Грин Бокс".

- Направляете претензию к нам, а мы формируем и подаем коллективный иск в суд, - рассказала специалист Роспотребнадзора по телефону
- Сколько по времени планируете собирать?
Наша задача собрать всех. На данный момент речь о 171 человеке.
- А если кто-то не пожелает?
Коллективный иск от 20 человек, этого достаточно. 
- Как оцениваете практику по таким искам? 
Опыт у нас есть и он положительный. Все зависит от количества обратившихся. 
- К фирме-доставщику тоже иск?
Да, время доставки тоже имеет значение.     

Идею обращения в надзорное ведомство поддерживают юристы. Более того, по закону гражданин имеет право привлечь это ведомство третьей стороной. 

47news поговорил с адвокатом Адвокатской палаты Ленинградской области Максимом Завитковым. Он специализируется на делах по защите прав потребителей. Мы спросили, какой порядок действий для того, кто пострадал в нынешнем случае и в целом. 

- Первым делом нужно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы собрать доказательную базу. В этом есть прагматика - из-за стоимости разового заказа еды будет дорого судиться. В ведомстве за месяц проведут экспертизу и выдадут ответ о том, что товар был некачественный, и лаборатория выявила определенный возбудитель. Затем нужно собрать свои медицинские документы. В них должно быть обязательно указано, в связи с чем пациент обратился - это нужно объяснить врачу, чем именно мог отравиться. Это должно быть отражено в выписном эпикризе и медицинской карте амбулаторного или стационарного наблюдения. А также результаты анализов и диагноз. 

По словам юриста, далее нужно взять ответ Роспотребнадзора и медицинские документы и обращаться к организациям по своему выбору - либо к продавцу ("Самокат"), либо к производителю ("Грин Бокс"). 

- Это досудебная претензия. Я бы рекомендовал делать акцент на изготовителе. В нем указывается, что человек требует вернуть стоимость товара и то, что перенес морально-нравственные страдания. Если требования не удовлетворяют, нужно обращаться по месту жительства в мировой суд (в районный, если стоимость товара свыше 50 тысяч рублей, для доставки еды многовато). Цена иска равна стоимости товара, моральный вред в нее не входит.  

- Какая практика по величине морального вреда в таких случаях? 
- Очень дискуссионный вопрос. 50 тысяч, скорее всего, не удовлетворят, на практике 3-5 тысяч рублей или чуть больше.
- Медицинские услуги можно включить в претензию?
Да, если они не могли быть оказаны бесплатно, и если они связаны с предметом претензии. Суд будет искать причинно-следственную связь между случившимся и понесенными расходами. 
- Все-таки как доказать, что отравился именно этим продуктом, а не сходил вечером того же дня в шаверму за углом?
- У человека на руках ответ Роспотребнадзора с экспертизой продукции именно этой партии, где нашли возбудитель, который совпадает с медицинскими документами. При этом чек на покупку не является обязательным условием для подачи претензии и обращения в суд. Потребитель имеет право иными способами подтвердить факт покупки. 
- А еду нужно сохранять, это многих интересует, - уточнил 47news.
- Совершенно не обязательно, Роспотребнадзор сделает все за вас и докажет опасность и некачественность продукта.  
- У "Грин бокса" приостановка деятельности. Если он окажется банкротом к моменту решения суда о взыскании, что делать? 
Тут уже объективные риски. 

На вопрос, какова практика удовлетворения подобных исков, Максим Завитков ответил так: "Если ситуация резонансная, то, конечно, в пользу потребителей. Но и в случае меньшего количества пострадавших - вопрос доказательств и алгоритма доказывания. И повторюсь, советую делать акцент на изготовителя. Судья тоже человек и понимает, откуда ноги растут".

По словам специалиста по уголовному праву, петербургского адвоката Геннадия Алексеева, наличие пострадавших, тем более детей, и, конечно, резонанс дали СК повод к возбуждению статьи 238 УК - "сбыт товаров и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности."  

  - Проверять будут и сроки хранения, кто конкретно их устанавливал и на основании чего. Вопросы возникнут не только к производителю, но и к доставщику и поставщику ингредиентов вплоть до птицефабрики. А квалификация зависит от того, какой вред здоровью будет установлен. В случае тяжелого, санкции очень нехорошие, до шести лет тюрьмы.

Виктор Смирнов,
47news

На момент выхода публикации в компании "Грин бокс" не смогли ответить на вопрос, как будут работать с претензиями граждан. В компании "Самокат" пообещали в ближайшее время ответить, будет ли компания взаимодействовать с пострадавшими. И если будет, то как именно.