Квартиры полковника полиции догнали иском. Сегодня ему приходится опровергать презумпцию невиновности: его не обвиняют во взятках, а доходы подсчитывают.

Петербургский горсуд 19 сентября рассмотрит апелляцию на весеннее решение суда Московского района об обращении в доход государства трех квартир и нежилого помещения. Имущество принадлежит членам семьи экс-начальника отдела по работе с личным составом Главного следственного управления полицейского главка Константина Нисневича. Иск подан прокуратурой Петербурга после проверки - она началась после завершения карьеры полицейского. Полковник Нисневич ушел со службы в январе 2022-го по выслуге лет без взысканий.

"Уходил со всеми почестями, а в мае с меня спросили пояснения по квартирам, которые приобретали родители. К августу - исковое об обращении в доход государства квартир матери и, вдруг, квартиры супруги", - комментирует 47news Нисневич.

Исковое опирается на закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности". Служба в полиции - из этой категории. Прокуратура может начать проверку при "достаточной информации" о сделках, общая сумма которых превышает доход сотрудника и его супруги за три предыдущих года. В этом случае надзор пересчитал деньги Нисневича, его родителей и жены. Вышло: мать в 2020-2021 приобрела две квартиры и место в подземном паркинге за 35 млн рублей на улице Ленсовета в Петербурге. При этом доход четырех членов семьи в 2017-2021 годах, по данным прокуратуры, почти в два раза меньше — 16 333 480 рублей и 10 копеек. Недвижимость на Ленсовета, настаивал Нисневич с защитником в суде, приобретена родителям на собственные доходы, без его финансового участия. Тем не менее Московский райсуд вынес решение об обращении в доход государства.

Нисневич прослужил 37 лет, начинал опером розыска, работал в университете МВД, с 2016-го руководил кадрами в ГСУ. (Кандидатскую посвятил защите прав и свобод от необоснованного обвинения).

"У нас большая семья - 18 человек. Родители немолодые, решили с ними съехаться, чтобы ухаживать за стариками. Искали долго, 4-комнатных квартир в городе немного, а в новостройках совсем нет. Покупали на деньги отца. Он работал 63 года в концерне Морского подводного оружия "Гидроприбор". На счету больше 200 внедренных изобретений, которые используются прямо сейчас. Говорил мне - мол, зарплата больше, чем у генерала МВД. Я для удобства прокуратуры и суда перевел его заработок за все годы в доллары. Получалось, что на квартиры хватало заработка за 15 лет. А еще 25 лет пенсии", - считает наш собеседник.

Переехать семья не успела. 85-летний отец в конце 2020-го умер. Константин с сестрой отказались от наследства в пользу матери.

"В кругах коллекционеров отец был известен как филателист: собирал марки, открытки и медали с видами Петербурга. Рассказать о стоимости коллекции специально приехал свидетель из Эстонии, но суд его показания слушать не стал, - продолжает Нисневич. - Еще прокуратура настаивает, что родители приобрели дачу в Выборгском районе. Но минуточку, вот документы, что участок принадлежит им с 1993-го, а в 2019-м оформлен как жилое строение - воспользовались дачной амнистией. Участок большой, но на нем летний дом, никакого отопления, водопровода, а туалет на улице".

Прокуратура претендует и на 90-метровую "трешку" на проспекте Космонавтов, она принадлежит супруге полицейского Татьяне с 2014-го. У нее тоже в прошлом служба в полиции. Стоимость недвижимости - 9,3 млн рублей, тогда как доход супругов (официально брак зарегистрирован в 2020-м) за 2011-2014 годы - около 6,2 млн рублей.

"Очевидно, что помимо расходов на свое содержание родители несли расходы на содержание своих двоих несовершеннолетних детей", - говорится в решении Московского районного суда.

"Эта квартира куплена родным братом жены, он живет за рубежом. В то время курс евро рос резко, он решил вложить сбережения в недвижимость, - отбивается Нисневич. - Причем, повторюсь, никаких претензий к моим и жены декларациям во время службы не возникало".

В апелляции Константин Нисневич с защитником планируют ссылаться на постановления Верховного и Конституционного судов и тот же закон "О контроле за расходами госслужащих". Его нормы предусматривают проверку в отношении самого сотрудника, его супруги и несовершеннолетних детей.

"Моя сестра была готова дать показания прокуратуре вместе с мамой, но слушать не стали", - рассказал Нисневич.

Практика обращения в доход государства уже осваивается. Например, замкомандира второго отдела регионального УГИБДД Александров, пойманный на системных взятках, первым в России лишился незарегистрированных домов и гаража. У экс-начальника Кингисеппской таможни Слепухина в пользу государства изъяты квартира и база отдыха за 38 млн рублей. Но в каждом случае процесс обращения был связан с уголовным делом. Нисневича прямо в коррупции не подозревают.

- У вас самого есть недвижимость? - спросил 47news.

- Теоретически, квартира, где сейчас живет первая супруга. Но если позиция устоит в апелляции, то окажемся на улице.