План Ленина по монументальной пропаганде начался с бюста возле Зимнего дворца, который хотели превратить в детский клуб. Из этого вот что вышло …   
 
В марте 1801 года император Александр I вернул чины и ордена опальному автору "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищеву. Прошло полтора года. 11 сентября 1802-го граф Завадовский, ознакомившись с новым текстом Радищева "Проект гражданского уложения", доверительно намекнул ему: "Или мало тебе было Сибири?". Тем же вечером Радищев выпил стакан азотной кислоты и попытался разрезать горло. Он умер в страшных мучениях.

Репродукция картины В. Н. Гаврилова «Радищев» (1954). Ист. фото - историк.рф

Минуло 100 с хвостиком лет. 12 апреля 1918 года в развитие предложенного Лениным масштабного плана монументальной пропаганды вышел Декрет "О памятниках Республики". В декрете ставились две задачи: 1) "в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию", снять "памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг"; 2) "мобилизовать художественные силы" на создание памятников, "долженствующих ознаменовать великие дни социалистической революции". Вскоре был утвержден список лиц, кого рекомендовалось вознести на пьедестал. Он включал 66 имен революционеров, философов, ученых, писателей от Кампанеллы до Плеханова.

Разъясняет Нарком просвещения Луначарский: "Мы будем гнаться не за внешней пышностью, не за ценностью материала, а за количеством и выразительностью этих памятников. Мы твердо надеемся, что в более спокойное время многие из этих памятников превратятся в вечные мраморы и бронзы… Памятники будут открываться по воскресеньям". (ист. – журнал "Пламя", №11, 1918). 

Фрагмент полосы «Красной газеты» от 22 сентября 1918 года. Ист. фото – из архива автора

Ровно 105 лет назад, 22 сентября,  в Петрограде торжественно открыли памятник Радищеву, которого с пролетарских щей окрестили "революционером-декабристом". Это был первый из таких памятников. Соответственно, первый и в стране официальный советский памятник.

"Играет "Марсельеза", красный полог падает, народ обнажает головы, гордый бюст Радищева озирает Неву" (цит. по "Петроградская правда"). 

Автор - Леонид Шервуд (1871-1954) – окончил с золотой медалью Высшее художественное училище при Императорской академии. Одна из самых известных его дореволюционных работ - памятник адмиралу Макарову в Кронштадте (1913; на церемонии открытия присутствовал Николай II). После Октября стал классическим соцреалистом.  

После Октябрьского переворота часть каменной ограды с решеткой у Зимнего дворца была разрушена, а груда огромных камней постамента решетки громоздилась здесь же, у набережной. Ист. фото – rg.ru

Памятник разместили в проломе ограды Зимнего дворца со стороны набережной, по правую сторону въезда на Дворцовый мост. На торжественном открытии тов. Луначарский обратился к собравшимся с проникновенной речью: 

"Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции. Мы заставили Зимний дворец посторониться, чтобы дать место тому, кого он некогда задавил. Мы обращаем Зимний дворец в центр питания 50 тысяч человек, мы обращаем его в грандиозный детский клуб, а залы, созданные Растрелли в угоду царей, будут служить для ежедневных концертов государственного оркестра. Мы пробили в Зимнем дворце брешь и сделали его резиденцией трудового народа". (ист. – "Северная коммуна", 23 сентября 1918).   

Возможно, в те дни и в самом деле вынашивались утопические планы сделать из Зимнего дворца мегастоловую и дом пионеров, однако в октябре 1919-го Петроградский совет решил увековечить историю победившей революции в главном "жилище тиранов", и в январе в залах Зимнего открылся Музей революции.

Фрагмент полосы газеты «Северная коммуна» от 23 сентября 1918 года. Ист. фото – из архива автора

Памятник Радищеву поставили как бы временно, впоследствии планировалось заменить его гипсовый оригинал на более прочный материал. Причем гипсовых Радищевых было два. А вышло так: в августе 1918 с докладом к Ленину явился архитектор Виноградов, отвечающий за революционную монументалку в Москве. А у Ильича в тот момент сидел Луначарский с рассказом о том, что в Петрограде скульптор Шервуд вовсю ваяет Радищева. Вождю идея понравилась, а нельзя ли поставить авторскую копию еще в Москве? Виноградов не возражал (попробовал бы), в итоге памятники-близнецы появились в двух столицах с разницей в 2 недели.   
История питерского гипсового Радищева закончилась быстро и бесславно. Из донесения от 19 января 1919 года: "Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 ч. утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился". А вот московский, на Триумфальной площади, простоял до начала 1930-х. 

Московский близнец гипсового Радищева. Ист. фото - moslenta.ru

Уже к первой годовщине революции в Москве поставили 12 революционных памятников, в Петрограде — 10. Вот только… Как писал правительственный комиссар по делам изобразительных искусств художник Давид Штеренберг в своем отчете (1919): "Мастеров, которые могли поставить памятники, у нас оказались единицы. Когда эти памятники были поставлены, явилось определённое желание немедленно их убрать, так антихудожественно и скверно во всех смыслах они были сделаны".