Зайдем свысока – с богов. Тем более, что есть космическая дата. А дойдем до яичницы.
Советские летчики Шонин и Кубасов 16 октября 1969 года на борту космического корабля "Союз-6" впервые в мире осуществили сварку в условиях вакуума и невесомости. Сварка-то – штука отечественная. Не случайно одним из символов страны является первая в мире сварная скульптура "Рабочий и колхозница". Чтобы собрать из отдельных элементов этот 34-метровый стальной колосс, потребовалось сварить больше 1 км швов.
Славянская мифология гласит: всё началось с бога неба Сварога. Вернее, с одного из его сыновей – Сварожича, кому досталась должность бога земного огня. В язычестве восточных славян он - олицетворенный огонь. А еще он покровитель профессий. Более других его почитали кузнецы, в чьей работе использовалась сварка: сперва примитивная, кузнечная (обработанные металлы нагревали и соединяли друг с другом ударами молота), в дальнейшем – литейная.
Не секрет, что одним из двигателей прогресса служит война. Уже в XVI веке на Руси научились мастерить пушки путем сварки из отдельных колец, выкованных из железа. А столетие спустя сварка и пайка дали мощнейший толчок развитию уральской, ориентированной преимущественно на тогдашний ВПК металлургии. Для повышения качества сварки остро стояла проблема получения такого источника энергии, который мог бы расплавлять прилегающие участки металла. Решение было найдено итальянским физиком Аллесандро Волта.
Поразительная оперативность. В 1800 году Вольта публикует свой труд "Об электричестве, возбуждаемом простым соприкосновением различных проводящих веществ", а уже в 1802-м профессор Василий Петров, воспользовавшись этой теоретической разработкой, получает "вольтову дугу" — электрический разряд, создающий столь высокую температуру, что она способна расплавлять металлы. Но Петрова, как принято у нас, не оценили.
Лишь 40 лет спустя в Херсонской губернии в семье потомственного военного Николая Бернадоса родится мальчик Коля, кому суждено будет стать выдающимся изобретателем и в полной мере использовать промышленный потенциал "вольтовой дуги".
Николай Бернадос (1842-1905) поистине уникальнейшая личность. На его счету десятки изобретений из самых разных сфер. Зубная пломба из серебра, паровые ножницы, специальный снаряд для перевозки дров и прочих тяжестей, пароходные колеса с поворотными лопастями, ветряной двигатель, пули со смещенным центром – лишь малая толика разработок. В середине 1870-х он начинает эксперименты с электрической дугой.
Устроившись в Петербурге на завод изобретателя электрической свечи Павла Яблочкова, приходит к своему главному изобретению – электросварке. Он назовет ее не в честь Сварожича, но другого, не менее известного бога-кузнеца – "Электрогефест".
В 1888 году другой русский инженер, с говорящей фамилией Славянов, усовершенствовал способ ручной дуговой сварки, заменив угольный, быстро крошащийся электрод металлическим. Так что именно 1888-й, пожалуй, стоит считать годом рождения новой рабочей профессии.
Созданная нашими изобретателями сварка массово распространилась за границей, попутно всячески совершенствуясь. А в России практически сошла на нет: металлические детали по-прежнему продолжали скреплять дедовским способом - паровым молотом. Как результат, после революции советским властям пришлось, по сути, заново возвращать в промышленность русское изобретение.
Собственного сварочного оборудования в стране Советов поначалу не было – его приходилось покупать на Западе. Первые советские сварочные машины были спроектированы на ленинградском заводе "Электрик" под руководством профессора Василия Никитина, и уже к 1930 году завод выпускал до 4 млн таких аппаратов в год.
Одним из таких, советской сборки, пользовался 18-летний немецкий сварщик Эрик Хонеккер, принимавший участие в строительстве легендарной Магнитки в составе одной из интернациональных рабочих бригад. В будущем Хонеккеру предстоит руководить строительством Берлинской стены и на долгие годы занять высший пост в руководстве ГДР.
Пока же в 1934 году в Киеве создается Институт электросварки. Его возглавляет академик Евгений Патон. К тому времени в Европе внезапно стали рушиться сварные стальные мосты, а тысячи цистерн, баков и железнодорожных вагонов выходить из строя из-за трещин в сварных конструкциях. Патон и его ученики решили эту проблему.
Когда началась война Евгению Патону было за 70. Вместе со своим институтом он эвакуировался в Нижний Тагил, где возглавил разработку принципиально новой технологии сварки бронетехники. Прочность т. н. "швов Патона" в разы превышала прочность сварочных швов любого иностранного танка. При попадании снарядов в танки, сваренные по методу Патона, разрушалась броня, но сами сварочные швы оставались невредимы. К тому же производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз. Аналог патоновского способа сварки брони был запущен на заводах США только в 1944 году.
В годы войны сварщики работали и на передовой. Так, весной 1942 года пережившие страшную блокадную зиму ленинградские рабочие тянули бензопровод через Ладогу. Всего за месяц с небольшим было сварено почти 30 километров труб, причем 2/3 участка трассы пролегали по дну озера. Из 4500 стыков бензопровода только в одном (!) обнаружились дефекты.
Что говорить о металлах, если точечная контактная сварка теперь применяется даже при офтальмологических операциях на отслоившейся сетчатке глаза. Так что, современный сварщик должен даже уметь сварить себе на завтрак два яйца: не всмятку, но встык.