В правительстве впервые публично поговорили о глиноземном заводе. Тема будоражит Ленобласть, но по ней шарахнули китайской фантастикой. 47news на это посмотрел.

На экосовете в правительстве Ленинградской области 3 ноября обсуждали планы РУСАЛа построить глиноземный завод в районе Соснового Бора. Народу порядком, в основном тертые общественники от экологии. Сидят, словно за партами в переполненном классе.

Это первое мероприятие властей с момента зарождения протеста летом этого года.

Губернатор Александр Дрозденко энергично развернул тему через риторический прием.

- Помню, начинали строить порт, и тоже были опасения, а сегодня входим в тройку самых развитых регионов по этому параметру. …Мы съездили недавно в Китай, посмотрели новые технологи, надеюсь, привлечем китайских специалистов. …У них серийно выпускают авто на водороде. Фантастика! - топил в картинах будущего глава региона.

Сцепив пальцы крабом, скептически слушал губернатора депутат-коммунист ЗакСа Иван Апостолевский, рьяно выступающий против строительства. Сел ровно напротив Дрозденко, но в последнем ряду.

Иван Апостолевский

Вдруг с экранов грянул ролик. В нем живописные кадры глиноземного завода РУСАЛа на острове Огиниш в Ирландии. После вводки закадровый голос понесло: …фальшивые и псевдо-экоактивисты пугают глиноземом детей, …слепой экоактивизм делает жизнь дороже, …посмотрите, никакой пыли, или они думают, что по ночам тысячи эльфов её убирают? ...И далее в стиле марша. Все это взывало усомниться в умственных способностях оппонентов.

Товарищ Апостолевский улыбался. Он хоть и молод, но наверняка понял, каких тузов ему накидали для разговора с жителями.

Но, пожалуй, двоим было скучно. Неподвижно застыл в президиуме вице-губернатор Михаил Ильин, да так и не шевелился. Председатель комитета по ЖКХ Александр Тимков листал объявления о продаже мотоциклов ценой 1,3 - 1,4 млн. Затем голова стала предательски клониться, и наконец вздремнул. Пробудившись, недовольно взглянул на часы.

Вытащил зал из воронки пропаганды гендиректор образованного под проект "Ленинградского глиноземного завода" Анатолий Голованов. Он работал в 90-х на Бокситогорском глиноземном, был главой этого района, депутатом ЗакСа, затем возглавлял комитет по промышленности. Речь гладкая, тактически выверенная. Начал, понятно, с геополитики, но без нажима, мол, алюминий - это промышленный суверенитет страны.

- Почему Ленобласть? Здесь колоссальный опыт реализации больших проектов. Нужен глубоководный порт - работа возможна только на импортных бокситах, рудные запасы России истощены. У РУСАЛа рудник качественных бокситов на 1 млрд тонн в Гвинее. Нужна обеспеченность газом, это даже важнее, чем электричество, и углеродный след меньше. Опытные кадры - на Бокситогорском заводе. И развитая транспортная инфраструктура региона.

По словам Голованова, в РФ производится 4 млн тонн алюминия (6% от мирового). Отрасли нужно 7,9 млн тонн глинозема. Только 35% производится из российского сырья, до 2022-го обеспеченность была 100%. Австралия запретила импорт, Украина конфисковала завод в Николаеве, Ирландия придушила поставки вдвое. США, Южная Америка и Испания отказались от продажи глинозема РФ. Потери составили 4 млн тонн, производствам алюминия грозит закрытие.

Зал перестал шуршать, прислушалась даже охрана. Любят наши граждане слышать про "партнеров" на Западе. Дрозденко посматривал на слайды, туда же завороженно смотрел Апостолевский. Ильин и Тимков пребывали в одинаковом состоянии. Тут зашевелилась медведь-гора - депутат-коммунист Николай Кузьмин. Он тоже против строительства, он сменил позу.

Николай Кузьмин

Голованов продолжал завлекать в технологичные сети - завод будет построен по лучшим мировым образцам, они сейчас в Китае (78 млн тонн, более половины мирового производства). Производство с минимальным воздействием на природу, заводы в прошлом были намного хуже, поэтому и мнение о них нехорошее. Тут тебе не Ачинск.

"Сухое складирование, метод Байера, замкнутый водооборот, шлам можно не складировать, а использовать в дорожном строительстве", - гипнотизировал спикер. Апостолевский уткнулся в телефон, может гуглил термины.

Напоследок Голованов успокоил - проект сейчас на стадии декларации о намерениях, даже проектировщик не выбран (поэтому параметров нет), стройка пойдет очередями и может уйти за расчетную точку 2028-го года.

Тут губернатор выпрыгнул из режима молчания и пошел в противоход.

- В России огромный дефицит алюминия, 40 процентов. А это авиация, автомобили и, конечно же, оборонка. Скорее всего, нужно будет строить быстрее.

Голованов согласился.

Как сообщал 47news, завода строится по поручению президента и правительства "для компенсации утраченных мощностей, расположенных в недружественных государствах". Так и рождается противопоставление - "кто против завода, тот против России". Понятно, вместо названия страны можно подставлять фамилию.

Вопросы задали пару человек, представившись профессорами. Один из них спросил, какая площадь будет у предприятия. Выяснилось, что под изыскания взято 1000 гектар, но это для того, чтобы была возможность выбора. Так, завод в Китае лежит на 71 га. Лес пообещали при изысканиях не рубить, воды понадобится тонна на тонну глинозема. Всего 5 млн. Ресурс оборотный, цикл замкнутый, назвали показатель отличным. Вопросы были комфортные, как в хорошем пин-понге. Еще один накинула девушка-эколог в образе отличницы с тугим пучком на голове. Тут у РУСАЛа случился перебор. Барышня спросила, куда уже сейчас можно отдавать детей учиться, чтобы они работали на заводе. Голованов чуть смутившись, посоветовал Горный. Депутат-коммунист смотрел на мадам удивленно. Апостолевский и сам тянул руку, но слова ему не дали.

Девушка-эколог

Дрозденко закруглил:

- Оцениваем сегодняшний день правильно, но работаем по принципу "не навреди". Мы должны сделать так, чтобы по прошествию времени сказали, что мы сделали все возможное для того, чтобы проект не просто запустился, а оказался лучшим в мире.

воодушевлялся глиноземом Виктор Смирнов,
47news

Справка:
Планы построить завод в Сосновом Бору встретили протест. Активисты требуют референдум. Предприятие рассчитывают построить к 2028-му, рассматривается площадка в 15 километрах от Атомограда. Соглашение о строительстве на ПМЭФ-2023 подписали Александр Дрозденко и директор "Русский алюминий Менеджмент" Евгений Никитин. На предприятии будут трудиться 7500 человек, инвестиции - 400 млрд рублей, планируется производить 5 млн тонн продукции в год. "РУСАЛ Менеджмент" на 100% принадлежит РУСАЛу Олега Дерипаски.