На заводе, где гудела стачка, проблемы оказались посерьезнее. 47news нашел разгромный отчет. Показываем бизнес-схему проектов, где тормозом стали ФСБ и Минобороны.

В минувшую пятницу официально сообщалось, что сроки сдачи ледокола ценой 10 млрд рублей для Росморпорта переносятся с 2024-го на 2028 год. Судно строит Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), где рабочие возмущены снижением зарплаты, а прокуратура обещает разобраться.

Проблемы родились не вчера. 47news стали известны результаты аудита за 2022-й год: прогноз убытка - 2,4 млрд рублей, величина накопленного минуса - 12,4 млрд, а долги - 11,6 млрд. Из них половина - кредиты Промсвязьбанка, еще 1,4 млрд - материнской Объединенной судостроительной корпорации. Отсутствие источников погашения может привести к невозможности оплачивать долговые обязательства, сделали вывод проверяющие.

ВСЗ хронически хромает. По СПАРКу, при обороте с 2018 по 2021 год от 7,5 до 8 млрд минус вырос с 550 млн до 2 млрд.

Системной причиной финансового пике специалисты отрасли называют своего рода финансовую пирамиду. Есть мнение, что ранее заказанные судна достраиваются на средства, полученные на строительство новых, и такой практике якобы не первый год. Подробнее об этом чуть ниже, а пока вернемся к результатам проверки.

Она коснулась и заказов на 8 рыбопромысловых судов. Два были сданы, три строились, еще по трем работы приостановили из-за нехватки средств - пришлось брать кредит 4,4 млрд. Планировали рентабельность 8%, но по факту заказы принесли убытков 8 млрд. Попутно выяснилось, что было закуплено оборудование не той спецификации, и заказчик ("УК ФОР") об этом узнал. Пришлось покупать требуемое - стоимость и срок естественно выросли.

На складе выявили недостачу по траулерам на 110 тысяч евро (иностранное оборудование). Премию около 2 млн рублей, полученную руководством после этого, проверяющие назвали убытком (а могли бы издевательством).

С условиями хранения вышла беда - например, из 8 лебедок ценой 10 млн каждая нашлась одна, а норвежский рыбопромышленный комплекс Optimar ценой 550 млн рублей был раскидан по разным площадкам, в том числе открытым. Найти все детали не удалось, проверяющие говорили о возможной утрате имущества. По словам сотрудников завода, бывает, так же хаотично под открытым небом хранится лиственница и металл. Оценим иронию, у завода был договор со сторонней компанией на услуги инвентаризации (360 тысяч в год).

Коснулась проверка и ледокола для Росморпорта. С ним еще интереснее. Уже на этапе заключения контракта было понятно - цена ниже реальной на 4 млрд, а сроки невыполнимы. Об этом ОСК предупреждал уже бывший директор Александр Соловьев.

Уже имеющийся ледокол этой серии у Росморпорта./ фото ru.wikipedia.org

Указание заключить договор дал на тот момент руководитель ОСК Алексей Рахманов. В 2021-м вопрос поднимали, но он так и сгинул. В связи с возможным убытком аудиторы предупредили о солидарной ответственности и возможном интересе силовиков к топ-менеджменту ВСЗ и ОСК и совету директоров завода.

Занятно, но незадолго до результатов проверки гендиректор Соловьев и его первый зам Георгий Тарица покинули свои должности, все остальное руководство осталось на своих местах. ВСЗ возглавил выходец из ОСК Сергей Черногубовский. В августе же совет директоров корпорации возглавил глава банка ВТБ Андрей Костин (гендиректором ОСК стал бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков).

Если причиной штопора стала практика заимствования средств из будущего, то началась она в 2017-м. Тогда подписаны контракты на упомянутые 8 траулеров. Возможно, первый стал первенцем-каннибалом, если на него шли деньги из следующих.

Перекидывание денег технически возможно даже при гособоронзаказе. Так, по открытым данным, ВСЗ строит патрульный корабль "Ермак" для ФСБ. Говорят, по плану, в январе 2024-го он должен уйти на ходовые испытания. Но вряд ли - корабль не достроен, рассказывают на заводе. Сейчас контрактуется второй такой же, но взять из него средства на достройку первого не получится - договор с казначейским надзором - расходование целевое. Заказчику нужно еще доказать, что работы выполнены. Под таким же надзором ледокол для Росморпорта, он строится.

Если так, то пирамида стала рушиться после появления заказов ФСБ и Минобороны. Кстати, как это принято, замгендиректора ВСЗ по безопасности - прикомандированный сотрудник контрразведки. На заводе также работают военные приемщики.

Что касается снижения зарплаты, то по данным 47news, сегодня источниками выплат на ВСЗ являются четыре заказа. Есть предположение, что после того, как ОСК отошел под ВТБ, стало невозможно завышать процент выполнения плана. Мы уже рассказывали про аккордную (сдельную) систему оплаты труда на заводе - объем работ нужно выполнить за строго определенное количество часов. Зарплата складывается из стоимости одного норма-часа. Если план выполнен не на 100%, а допустим на 65%, то пропорционально снижаются аккордные выплаты. По предварительным данным, стоимость норма-часа упала с 400 рублей до 140 - 300 (ОСК заявлял о росте зарплаты).

Стоит пояснить, что строительство судна измеряется в "трудоемкости" - количестве норма-часов. По сути, это синоним цены контракта. "Перекидывая" трудоемкость с нового заказа на старый, но вдруг потеряв такую возможность, вы заходите в тупик. Допустим, за счет "Ермака" достраивали рыболовные траулеры, и трудоемкости на него осталось 10% от запланированного, а не достроен корабль на 50%, но заканчивать-то надо. Стоимость норма-часа неизбежно снизится.

47news опросил участников рынка, почему возникнуть этот порочный круг. Совокупное мнение - вопросы к качеству управления. Кстати, на ВСЗ есть отдел по развитию производственной системы, он должен выявлять нарушение бизнес-процессов и улучшать взаимодействие между подразделениями.

Более конкретной причиной называют сложившуюся практику - контракт подписывается по заведомо нереальной или не просчитанной цене в надежде "выкрутиться", взять в долг или попросить денег у заказчика. Ещё тезис: привычка строить с колёс, без проработанной документации (трудоемкость увеличивается, стоимость контракта нет). Тем временем, на земле бывает отсутствие так называемого "номенклатурного плана", где прописано количество норма-часов. Порой его закрывают по факту, занимаясь тем самым "перекидыванием из будущего". Говорят и о выводе средств через подрядчиков - бывает, что они осваивают деньги, а доделывать приходится штатным сотрудникам предприятия.

"При таких убытках работа топ-менеджмента может быть признана неудовлетворительной", - говорится в отчете аудиторов. Похоже, несмотря на смену руководства ВСЗ, оценка не теряет актуальности, а с учетом времени в органах могут вспомнить подзабытое "вредительство".

Виктор Смирнов,
47news

47news попросил ОСК прокомментировать схему строительства судов за счет новых заказов. В корпорации пообещали исчерпывающе ответить. Директор ВСЗ Сергей Черногубовский беседовать отказался, сославшись на занятость.

Если вам есть, что рассказать о работе ВСЗ, свяжитесь с редакцией по телефону 8 (911) 718-77-77 (все мессенджеры). Конфиденциальность гарантируем.