Системные проблемы ОСК дошли до знакового предприятия Петербурга. 47news заметил приостановку оборонзаказа и нашел причины.
Гендиректор АО "Адмиралтейские верфи" Андрей Веселов 29 ноября подписал приказ (есть в распоряжении редакции) о выведении части работников в простой "по вине работодателя" с 1 по 31 декабря. На этот период "не требуется присутствие на рабочих местах". В документе указаны причины, цитируем: "В связи со снижением объемов производства и отсутствием финансирования по заказам 01573, 01574, а также в связи с заменой поставщиков основного оборудования, и как следствие, необходимостью перепроектирования заказов 02484, 02485".
По открытым данным, последние два - рыбопромысловые траулеры "Капитан Юнак" и "Механик Щербаков". Заложены летом-осенью 2021 года, встречается оценка 6,5 млрд за судно. Заказчик - дальневосточное ОАО "Русская рыбопромышленная компания".
Верфи входят в корпорацию ОСК, в ее контуре более 40 заводов по всей стране. В августе ушла под управление банка ВТБ, Андрей Костин назначен председателем совета директоров корпорации.
Также не секрет, что заказы 01573 и 01574 - это две большие дизель-электрические подводные лодки "Вологда" и "Ярославль". На сайте "Адмиралтейских верфей" приводятся основные характеристики и фотографии. Торжественно заложены летом прошлого года.
Естественно, подлодки строятся для ВМФ, и реплика про "отсутствие финансирования" – необычна. Возможно, речь про бюрократию - гособоронзаказ с казначейским надзором подразумевает детальное обоснование выполненных работ. Один из бывших сотрудников верфей в разговоре с 47news заметил: "Это странно, у них всегда все хорошо было с финансированием". (В СПАРК последние данные о финансовом состоянии верфей за 2017 год - 27 млрд оборот и 2,7 млрд прибыли).
47news сообщал о возможной причине проблем - так называемом "донорстве", когда деньги на достройку судна берутся из нового заказа. Сродни финансовой пирамиде. Проблема системная, возникла не вчера. Как отмечал в интервью РБК глава ВТБ Андрей Костин, финансовая отчетность ОСК недостоверна, проводится аудит. По результатам корпорация намерена просить государство о докапитализации.
Причина замены поставщиков оборудования известна - после введения санкций западные партнеры прекратили сотрудничество. "Были случаи, когда уже все оплатили, но ничего не пришло," - говорит собеседник в ОСК. По словам другого, производствам пришлось буквально на коленке создавать сложные узлы, которые ранее всегда закупались на Западе. Например, винторулевые колонки (разновидность гребного винта на поворачивающейся на 360° колонке). Такие делает Siemens.
- Это реально тяжело, но если бы не случившееся, так и сидели бы на крючке, - говорит один из опрошенных специалистов.
Как отмечают в ОСК, предыдущее руководство слишком полагалось на иностранные комплектующие. Как и везде, поставщиков ищут на Востоке. Недавно на "Адмиралтейских верфях" замечена делегация из Южной Кореи.
Что касается перепроектирования, то оно рождено проблемой с заменой оборудования. Как говорят в ОСК, последнее время это процесс будничный - иного выхода нет.
Недавно официально сообщалось, что на "Выборгском судостроительном заводе" (входит в ОСК) на 2028 год переносятся сроки сдачи ледокола за 10 млрд перепроектирования под российское оборудование (главные двигатели, дизельгенераторы, винторулевые колонки).
На "Адмиралтейских верфях" в период простоя рабочим будет выплачиваться ⅔ от средней зарплаты. 47news рассказывал, что в ОСК введена аккордная (сдельная) оплата труда. Нравится она не всем. Например, на "Выборгском судостроительном" в середине ноября прошла стачка из-за снижения стоимости нормо-часа. Вместо средних 70 тысяч часть рабочих получили в районе 50. Они выдвинули требования к процессу производства - по их мнению, он неэффективен. Успокаивать приезжала прокуратура.
В "Адмиралтейских верфях" официально подтвердили 47news объявление простоя с сохранением 2/3 средней зарплаты и соцгарантий.
"Мера касается незначительного числа работников (количество уточнять не стали) и обусловлена непростой ситуацией в отрасли, вызванной санкциями и недобросовестным поведением зарубежных поставщиков. Прилагаем все усилия для сокращения сроков вынужденной меры и рассчитываем на максимально оперативное решение вопросов перепроектирования судов и замены поставщиков. На производственную программу ситуация не повлияет", - заверили на верфях.
Сотрудники предприятия, с кем поговорил 47news, гадают будет ли простой продлен после Нового года
Виктор Смирнов, 47news
Если вы работник верфей и хотите поделиться проблемой, свяжитесь с редакцией по телефону 8 (911) 718-77-77 (все мессенджеры). К слову, есть мнение, что не все ладно и на "Балтийском заводе". Конфиденциальность гарантируем.