Как сообщает "ДП", за минувший год тарифы на услуги частной стоматологии в Петербурге выросли на 15–30%. Будет дороже. А вот раньше...
Во времена раннего Средневековья просвещенные европейцы знали: чтобы избавиться от зубной боли, нужно дождаться, когда взойдет полная луна, поймать жабу, плюнуть ей в рот и произнести заветные слова. Россияне обходились без жаб – только заклинаниями знахарей. Кстати, само слово "врач" – исконно славянское. От "вьрати" - "врать". Отсюда врач – "тот, кто заговаривает".
У нас на специалистов по таким делам спрос был велик всегда – как среди простого люда, так и у царственных особ. Не случайно Иван Грозный особо чтил ученика Иоанна Богослова, мученика Антипа Пергамского – покровителя тех, кто занимается лечением зубов. Среди родовых молельных святынь царя имелся зуб святого "Онтипия Великого", окованный серебром, и при нем в честь святого Антипы возвели каменный храм.
К слову, за несколько лет до смерти Грозного в Москве открылась первая государева аптека, где на полках выставлялись и препараты от зубных хворей. Часть ингредиентов для их приготовления, таких, как опий или камфора, импортировалась, другая – выращивалась на т. н. "аптекарских огородах". Эти препараты в основном закупали гастролирующие иностранные дантисты-профессионалы, бравшиеся лечить зубы россиян уже делом. В народе их прозвали "зубоволоками", ибо чаще всего те практиковали единственно действенный метод избавления от боли – удаление ("зубоволочение").
Первым отечественным дантистом стал ... Петр Первый. Он не просто привез из Голландии инструменты для удаления зубов ("ключ", "козью ножку", "щипцы с носиком"), но и с удовольствием рвал зубы всем желающим и тем, кто неловко подвернулся под руку. В Кунсткамере по сей день хранятся "трофеи" Петра I – зубы, которые он самолично выдернул. Справедливости ради следует отметить, что к тому времени в Европе дантисты уже владели методом пломбирования, с коей целью использовали ручной бор: инструмент состоял из длинного стержня с граненой ручкой и головки и вручную вращался врачом. Такой способ сверления зубного дупла применялся вплоть до середины XIX века.
В 1881 году в Петербурге Фома Важинский - единственный дантист, имевший генеральский чин - открыл первую частную зубоврачебную школу. Сначала в нее принимались лица, окончившие четыре класса гимназии, а в будущем – с образованием не менее 6 классов. В 1891 году был издан закон "О преобразовании обучения зубоврачебному искусству", установивший два звания для специалистов: зубной врач и дантист.
Первое давалось выпускникам зубоврачебной школы, а дантистами называли врачей, которые три года занимались зубоврачебной практикой и выдерживали специальный экзамен. До революции дантисты оказывали в основном хирургическую помощь (удаление), а прочие, более сложные операции, проходили по ведомству врачей. В ту пору пломбы ставили редко, а зубные протезы – еще реже. Последние делались полностью из золота или фарфора. Понятно, что подобную роскошь могли себе позволить избранные. Так что конкуренция в этом бизнесе наблюдалась невероятная. В борьбе за богатого клиента использовались самые разные уловки и ухищрения. Такие, например, как обещание безболезненного вырывания зубов с помощью неких сверхтехнологий.
В 1900-е до Петербурга докатилась мода на "розовую улыбку парижанки". В среде французских красоток считалось особым шиком иметь экстравагантные, розоватого оттенка зубы, и в этой прихоти модницам охотно взялись помогать дантисты. Уж какими красящими веществами они пользовались, история умалчивает. Вели они свою работу по принципу: рупь за зубь, пять зубей – пять рублей.
Однако, в конце 1910 года суд в городе Полтава рассматривал дело по обвинению зубного врача Каневского его пациенткой в просверлении ей восьми здоровых зубов, с целью получить больший гонорар. В итоге рвач-дантист получил лишь полтора месяца тюрьмы. А за несколько лет до того в Петербурге на схожем судебном процессе дантист Крамер, привлекавшийся к ответственности за "незнание своего дела и сознательное допущение заведомо неправильного лечения", был приговорен всего лишь к запрету на продолжение врачебной практики вплоть до "представления им свидетельства о выдержании нового испытания на звание дантиста".
А вот куда было податься с зубной болью простому рабочему человеку? Можно было пойти к цирюльникам. Как это ни парадоксально, но в те времена многие были еще и лекарями. На сленге цирюльников вырвать зуб именовалось "козьей ногой в салазке колупнуть". Бытописатель старой Москвы Евгений Иванов вспоминал, что к цирюльникам относились "как к людям мудрым, усвоившим себе высокое звание лекарской науки. Им доверяли, пожалуй, больше, чем врачам, приписывая чуть ли не силу колдунов и "наговорщиков"".
Альтернатива им – китайцы. В крупных городах они промышляли стоматологией. Целые бригады таких бродили по улицам и дворам, предлагая свои услуги. Как писали тогдашние газеты, "китайцев водят из дома в дом и говорят, что они весьма успешно лечат зубы какими-то каплями – очевидно опийной настойкой, и артистически выдергивают зубы просто двумя пальцами". Встречались и свои, местные самородки.
Так, в начале прошлого века в районе Васильевского острова промышлял некий субъект, кто регулярно обходил свою территорию, рекламируя частные услуги по лечению зубов на дому клиента. К слову, сей кустарь был автором такого стоматологического ноу-хау, как… резиновая пломба. Всего за 20 копеек он выплавлял из кусочков старой галоши резину и заливал ею зубное дупло. После столь душераздирающей процедуры пациенту рекомендовалось некоторое время сидеть у открытого окна с открытым же ртом и ждать пока пломба остынет и затвердеет.
Ну а если для кого-то и 20 копеек считались суммой, существовал еще более дешевый вариант. На рекламных страницах столичных газет можно было натолкнуться на объявление следующего содержания: "По письму избавляю от зубной боли. СПб, Лесной, проспект Сегаля, соб.д.№44, В. Майоров. Прошу прилагать 7 коп. марку, на благотворительный сбор, кроме ответной марки, и конверт с Вашим адресом, Вам ответят".
Автор не пробовал.