Пограничники шепнули прокуратуре, там закусили удила, а судья резко изменила мнение - так и скинули двух дам из-за цветов и саженцев.
В конце декабря вступит в силу решение Кингисеппского суда о прекращении полномочий главы администрации Вистинского поселения Ирины Сажиной и полномочий главы местного совета депутатов Юлии Агафоновой (глава муниципального образования). Иск подала прокуратура района, усмотревшая конфликт интересов и нарушение закона о противодействии коррупции. Такой одновременный "снос" - редкое явление.
Предмет иска занятный. В августе 2020-го Сажина заключила контракт на "приобретение саженцев деревьев, кустарников, цветов, семян газонной травы и удобрений" за 151 тысячу 520 рублей (по процедуре закупки у единственного поставщика). Продавец - ИП Агафонова, она же глава совета депутатов (нарушения в этом нет, она не получает зарплату).
Агафонова возглавляет Вистино почти десять лет - с 2014-го. Бизнесом занимается с 97-го. Сажина назначена главой администрации в 2019-м.
Интрига же в том, что, судя по материалам суда, прокуратура узнала о контракте через два года. И внимание: произошло это после сообщений погрануправления ФСБ. Оно касалось подлога документов по проведению комиссии о конфликте интересов в администрации Вистино. Причем, дополняющих друг друга депеш от пограничников было две - 13 июля и 13 октября 2022 года. Добавим, что ФСБ приглядывает за этой территорией, потому что Вистино находится почти на побережье Финского залива - дальше граница. И да, коррупционные преступления тоже в круге интересов этой службы.
Как аргументировал надзор, глава муниципалитета является работодателем главе администрации (совет депутатов нанимает чиновника на эту должность). Мотивом Агафоновой названа выгода от контракта, заключенного подчиненной. Сажиной вменили целую россыпь профитов: "карьеризм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, получить иные выгоды, связанные с прохождением муниципальной службы". При этом сам договор "заключен в условиях, создающих угрозу проявления коррупции".
Как отметил суд, и глава поселения, и глава администрации подавали данные о конфликте интересов в комиссию при совете депутатов. Там конфликта не нашли.
Отметим упорство прокуратуры. Узнали через два года, вынесли представление, которое осталось без удовлетворения. Пошли в суд Кингисеппа, но в апреле 2023-го вчистую проиграли и обжаловали в Леноблсуде. Оттуда дело отправили в Кингисепп на новое рассмотрение. На этот раз синие мундиры взяли реванш.
Агафонова в процессе доказывала, что сделка рядовая, а печется она не о собственном кармане, а о благополучии граждан. Сажина объясняла суду, что саженцы в поселении больше никто не продает - исходила из экономии для бюджета - не нужно тратиться на доставку. То, что цена адекватная, объясняла на примере расчета стороннего поставщика растений. Обе женщины заявили, что все сроки, данные по закону на оспаривание сделки, уже прошли.
В решении суд указал: глава администрации не получала предложений от других фирм, не доказала, что контракт заключен на самых выгодных условиях, а по итогам года получила премию, согласованную советом депутатов. Что касается Агафоновой, то, по мнению Фемиды, она может создавать себе преференции и барьеры конкурентам через Сажину. Например, знала о закупке саженцев, так как сама же утверждала бюджет. Впрочем, суд выслушал и мнение свидетеля - местного депутата. Он рассказал, что ИП Агафонова – единственная, кто продает саженцы в Вистино, и что она зарекомендовала себя честным человеком.
Что касается мнений жителей о работе администрации - молва естественно разная. Кто-то благодарен за отстаивание интересов в борьбе с портовым бизнесом, кто-то вспоминает негорящие фонари, недавнюю покупку новенького "KIA Sportage" за 3,7 млн и строительство "скромной" скейтбордной площадки за 10 млн. Кстати, эту закупку у единственного поставщика дважды приостанавливало УФАС.
По словам Ирины Сажиной, она будет оспаривать решение об отстранении. В разговоре с 47news, она отметила, что два противоположных решения приняла одна и та же судья (Елена Дунькина - ред.).
- Решение было принято мной для экономии на логистике. А в иске недостоверные сведения о том, что я и глава поселения не урегулировали конфликт интересов и не рассмотрели представления прокуратуры. В этой части надзору отказано в удовлетворении иска. И самое главное - никто не нашел никаких нарушений в закупке, - прокомментировала собеседница.
Юлия Агафонова предсказуемо придерживается того же мнения.
- После первого решения в нашу пользу никаких новых вводных не появилось. Мы все делали по закону.
Чем она привлекла погрануправление ФСБ, Агафонова не знает. "Саженцы они у меня не заказывали", - вздыхая, иронизирует она.