"А другой дядя Ленин есть еще? Для того, если один умрет, другой пусть останется", - вместе с детьми 47news причитает на 100-летие со дня его смерти.
"Нет больше дедушки Ленина … Он вел рабочих и крестьян в такую страну, где все работают и получают всего столько себе, сколько каждый захочет. Но умер ли дедушка Ленин?" - это строчки из статьи "Великий дед" первого номера журнала "Ленинские внучата", вышедшего в марте 1924-го. И употреблено все это без иронии. Равно как и "внучата Ильича", помещавшиеся в 1930-е на значках-звездочках "веселых ребят-октябрят".
Любовь Вождя к детям – один из наиболее прочно засевших в памяти советских людей образов, навеянных мифологией Ленинианы. Соответственно, отсюда и отношение к нему советских детей - простодушное, отчасти панибратское, заключающее в себе особый сакральный смысл: в отличие от отца, кто в воспитании по определению строг, дедушка – он добрый, всячески балует. Как Дед Мороз. Вот, к примеру, типичный дед-морозовский рассказ, сочиненный октябренком Толей Поповым, воспитанником детсада… "Ильичата": "Жили дети в колонии. Приехал к ним как-то Ленин. Видит, скучно ребятам, мячика у них нет. Приехал в другой раз. Выбежали дети его встречать, а он им говорит:
- У вас в кусту медведь завелся. Пойдите-ка поглядите сами.
Подбежали к кусту и нашарили под ним большущий мячик. Ай-да медведь!" (ист. – "Мурзилка", №1, 1930)
А вот вам кусочек истории, рассказанной уже признанным автором: "…И берет Ленин мальчика за руку, и выходят они вместе на улицу. Подходят к игрушечному магазину. Там Ленин говорит мальчику:
- Хочешь, я куплю тебе эту лодочку?
А это была чУдная маленькая лодочка. С парусом. И около паруса стоял маленький матросик. Ну, удивительно интересная игрушка! Мальчик ужасно обрадовался. И Ленин купил ему эту лодочку..." (ист. – Мих. Зощенко, "Рассказ о том, как Ленин купил одному мальчику игрушку", 1939).
Газета "Звезда" (Пермь, 27.01. 1924): "В глубокую морозную ночь поехали старейшины великого племени большевиков туда, откуда надо было получить недвижное тело почившего вождя, привезти и показать осиротевшим миллионам. … Плачут. Большевики плачут…"
Смерть Ленина (21 января 1924 года) стала для Страны Советов всенародным потрясением.
"Да, он громаден. Есть кого оплакать
- Да, Ленин - вождь. Его я признаю!"
Два дня спустя гроб с забальзамированным телом доставили из подмосковных Горок в столицу и установили в Колонном зале Дома Союзов. Пять дней и ночей проходило прощание. "Просим вернуть нам прах", - писали в те дни петроградские рабочие в ЦК.
27 января поместили гроб с телом в мавзолее (временный, деревянный). В день похорон Петроград стал Ленинградом, на площади Жертв Революции зажгли 53 траурных костра – по числу лет, прожитых Ильичом. Не такой уж он был и старый.
Дети не могли не откликнуться на всенародную беду. Удивительно, но многие их суждения, равно как прогнозы будущего страны, при всей своей непосредственности, отличались глубоким знанием темы. Об этом мы можем судить по высказываниям малышей. Они были отфиксированы в невеликой книжке "Дети-дошкольники о Ленине". Материал собирался в течение пяти дней после смерти Ильича: в детсадах и детдомах Москвы молодые педагоги записывали их разговоры. Книга появилась в магазинах, но потом что-то пошло не так: ее завернули и основной тираж до массового читателя так и не добрался.
Возможно, сработали некие цензурные рамки, хотя официальных установок на то, как именно отныне надо изображать Вождя, еще не было. Люди еще не знали, что Ленин – "вечно живой", а потому прощались с ним абсолютно искренне. Уже в наши дни питерское издательство "Красный матрос" выпустило репринт этого артефакта. Вот некоторые те детские суждения:
Дядю Ленина плохо лечили. Надо было позвать нашу докторшу. Наши дети все болели, и никто не умер.
Дедушка Ленин маленьких любил сильно. А больших не так.
У Ленина кровать была хуже вашей, одна только подушка и пол скрипит. Он все только для людей делал, а для себя ничего не делал.
Когда Ленина не было, все голые ходили и не обедали.
А другой дядя Ленин есть еще? Для того, если один умрет, другой пусть останется.
Теперь другого Ленина выберут. Калинина. Калининых два: один русский, другой еврей. Русского и выберут в Ленины.
Надо целые дни и ночи читать и тогда станешь Лениным.
Я бы всех поубивал, кто только ругает Ленина!
Теперь дядя Калинин и дядя Троцкий будут заступаться за нас.
Ленин умер. Если потом будет Ленин, то не такой.
Венков-то сколько! Наверное, его жена возьмет их к себе в комнату и повесит.
На вопрос Раи, будут ли сегодня макароны, Вера отвечает:
– Макароны нам дает Ленин.
Нина:
— Ленин помер, макарон не будет...
В этой же книжке есть, как детсадовцы в те дни играли в похороны Ленина. Цитата: "Игры в похороны имеют много вариантов, но в основе одно и то же: Дом Союзов, очереди, прощание с Лениным. Устраивают клуб, приносят гроб и ставят на стол. Толя — Троцкий говорит речь. Затем поют похоронный марш и Интернационал. У всех на груди бантики и на рукавах черные повязки. Несут гроб на Красную площадь. Толя взбирается на трибуну:
— Товарищи! Ленин умер, а мы должны быть коммунистами.
Все аплодируют. Гроб ставят под рояль, который изображает склеп. У стены становятся красноармейцы".
На рубеже 1920-1930-х возник новый жанр советской детской сказки. Главным персонажем выступал сам Ленин и другие исторические деятели, помещенные в околосказочную реальность. Так, в сказке с говорящим названием "Скоро проснется Ильич" в доступной форме обыгрывался знаменитый тезис "Ленин – жив, Ленин будет жить!". По сюжету Ильич просит "главного советского доктора" сделать так, чтобы он умер "только не совсем, а так, для виду". Цель эксперимента – выяснить: как будет управляться государство без ленинского пригляда? Ильич убеждается, что работа налажена им отменно – государство продолжает процветать и без его чуткого контроля. В финале Ленин успокоенно идет досыпать в мавзолей и "теперь уже, наверное, скоро проснется. Вот радость-то будет".
Уже сто лет как ждем. Макароны пока есть.
Игорь Шушарин,
47news
47news благодарит "Красного матроса" Михаила Сапего за материалы.