Аресты обвиненных в терроризме на железных дорогах под Петербургом мало влияют на ход "рельсовой войны". 47news увидел белорусский метод решения проблемы.

В Петербурге 29 февраля арестован 21-летний юноша из-под Кемерово. Накануне его задержала транспортная полиция за поджог релейного шкафа на перегоне Сергиево - Стрельна. Несмотря на то, что он всего лишь курьер, попытавшийся подзаработать на предложениях украинских телеграм-каналов, его обвинили в терроризме. (Это не первая акция на ж/д инфраструктуре, мартиролог предоставляем в конце текста). По мнению наших собеседников в силовых структурах, принципиально этот арест ничего не даст.

- Поджоги будут продолжаться. Большинство исполнителей наркоманы или готовые на что угодно ради небольшой суммы, - комментирует один из сотрудников. Он указал на Беларусь, где аналогичные диверсии быстро закончились. 47news осмотрел методы союзного государства.

Весной 2022-го КГБ Беларуси сообщил о нейтрализации трех ячеек в Могилевской, Гомельской и Минской областях. По мнению спецслужбы, их участники по заданию СБУ жгли релейные шкафы у государственной железной дороги. К тому же по тем путям на Украину перебрасывается российская военная техника. Реакция была не российская.

Телеведущие разных каналов один за другим говорят об информационной войне и зарубежных Telegram-каналах, ведущих белорусов к катастрофе.

В сюжетах - кадры оперативной съемки. На них машины с битыми стеклами и стволом на сиденье. Демонстративно подчеркивается, что спецназ стрелял на поражение.

"При этих задержаниях имели право применять оружие на поражение, что и было сделано. Но профессионализм сотрудников таков, что мало того, что не застрелили, так еще и не дали умереть, допустим, от кровопотери, - комментировал замминистра внутренних дел Беларуси Геннадий Казакевич, добавляя, что за поджог каждому обещали по тысяче долларов. - У нас есть информация о тех, кто намеревается совершить теракты. В ближайшее время они будут задержаны аналогичным образом". То есть ликвидированы.

Что происходит с поджигателями, в телеэфире показано наглядно. Около минуты камера крупным и общим планами дает человека на асфальте с простреленными ногами. Вокруг куча оперативников, один режет штанину, чтобы остановить кровотечение. Компаньоны раненого лежат лицом в землю или прислонены к колесам служебных авто. Головы - в крупных ссадинах, руки-ноги кровоточат, говорить им сложно. Один, плача, выдавливает: "Лучше бы сидел с женой дома".

Журналисты уточняют, что у диверсантов обнаружены специальные устройства-"башмаки" - для сброса составов с железнодорожных путей.

скриншоты видео белорусского телеканала

На камеры записываются извинения. Прощения участники просят сразу у всего белорусского народа. Один добавляет: "В тот момент не понимал, что я делаю такое". Позже в эфирах - часовые документалки с комментариями участников задержания и говорящими названиями: "Гаспар" на связь не вышел" и "Бесы террора". В заставке к последнему поджигатель плачет, закрывая лицо руками.

В Белоруссии уже через два дня после начала СВО фиксировали попытки поджогов и подрыва железнодорожных путей, по которым российская техника шла на штурм Мариуполя. Участники акций называли себя партизанами, а серию диверсий в медиа обозначили как "Рельсовую войну". В процессе и жгли шкафы, и с помощью взломов срывали работу светофоров и другой электроники. С марта 2022-го сообщения о диверсиях из СМИ практически пропали.

"Любые действия, которые намереваются совершить в отношении инфраструктуры, будут квалифицированы как терроризм. Реакция будет мгновенной и самой жесткой. Как известно, с террористами нельзя договариваться, их можно только уничтожать", - грозят силовики Беларуси.

К декабрю 2022-го СМИ сообщили о приговорах. Трое получили за 20 лет лагерей.

Андрей Карлов,
47news

Российская реальность:

Поджоги релейных шкафов под Петербургом и в Ленобласти идут с марта 2023-го. Жгли на перегонах в Горелово, Новой Лахте, у Финляндского вокзала. Теперь и под Стрельной. ФСБ возбуждает дела о диверсиях. Суд Петербурга впервые в истории изучал уголовное дело по этому составу - 19-летний получил 8 лет. Вторым в региональной практике города станет сибиряк. Он жег оборудование под Пушкином.