В восьмимартовскую ТВ-сетку уже 40 лет непременно вставляется "Самая обаятельная и привлекательная". И никто не понимает, что цепляет.
До того, как прочно прижиться, в кинотеатрах его посмотрели 44,9 млн советских зрителей. По этому показателю фильм режиссера Геральда Бежанова обошел даже такие бесспорные хиты, как "Любовь и голуби" (44,5) и "Интердевочка" (44,0). А, казалось бы, ничего особенного в нем не было и нет. Как впоследствии признавалась исполнительница главной роли Ирина Муравьева, "я не думала, что это может быть кому-то интересно".
Бежанов писал сценарий на пару с Анатолием Эйрамджаном, сознательно выписывая главную героиню под Муравьеву. Только сама актриса о том была не в курсе и долгое время не давала согласия на участие в съемках. Отчасти ее можно понять. Уже снявшись к тому времени в главных ролях в фильмах "Москва слезам не верит" и "Карнавал", Муравьева пребывала звездой и была завалена предложениями. А тут – совершенно типический сценарий про уже не очень молодую, неустроенную, со скучной работой, кто втайне мечтает встретить принца. Под руководством подруги-социолога героиня превращается из гадкого утенка в белого лебедя, а в финале выясняется, что все это время принц был рядом. Согласитесь, в советском кино подобное "уже жували".
Но родившийся в Тбилиси армянин Бежанов не сдавался и взялся обхаживать Муравьеву с поистине кавказской настойчивостью: ходил на ее спектакли в театр им. Моссовета, засыпал комплиментами и натурально стоял на коленях. В итоге Ирина согласилась, хотя ей претило даже само название картины.
Если верить прессе, ее работой на съемках режиссер был восхищен: "Вела себя просто прекрасно!". Хотя много лет спустя автор музыки к фильму Владимир Рубашевский (в 1990-е он эмигрировал в Израиль) вспоминал, как однажды Муравьева вдрызг разругалась с режиссером и уехала со съемочной площадки. И пока режиссер пачками глотал успокоительное, Рубашевский схитрил: зная, что Муравьева обожает петь в кино, он позвонил ей с как бы напоминанием о том, что они еще не записали песню для фильма. "Так ведь в сценарии нет никакой песни?" – удивилась актриса. "Есть, недавно появилась, – соврал композитор. – Запишем?". Вскоре Муравьева вернулась и спела наспех сочиненное.
Тем не менее. "Я по-прежнему искренне не понимаю, почему этот фильм вдруг настолько полюбили", – признавалась она в одном из интервью. Фильм же не только стал лидером советского проката 1985-1986 годов, но и был закуплен для показа более чем в 60 странах.
А вот руководство "Мосфильма", запуская картину в производство, больших надежд на нее не возлагало, числя по разряду проходной. Отсюда и соответствующий бюджет (500 тыс.), и мизерные гонорары.
В те времена еще действовало постановление Совмина СССР образца 1961 года, согласно которому все снимаемые художественные фильмы делились на три категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности. Соответственно, от уровня "полезности" картины зависели постановочные вознаграждения. И никого не волновало, что актерский состав режиссер сумел подобрать первоклассный: Лариса Удовиченко, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов, Александр Ширвиндт.
Пресловутый финансовый вопрос стал причиной ЧП: в разгар съемок неожиданно, никого не предупредив, исчез Александр Абдулов. На две недели. Все это время съемочная группа находилась в простое, а администраторы картины носились по Москве, разыскивая звездного.
Наконец, Абдулов вернулся и, на голубом глазу заявил, что был болен. Но режиссеру уже донесли, что на самом деле актеру просто подвернулась выгодная халтура – Абдулов смотался на Сахалин, где провел несколько высокооплачиваемых творческих встреч. Говорят, дело чуть ли не дошло до мордобития.
Немало седых волос режиссеру добавила и исполнительница роли подруги главной героини Татьяна Васильева. Однажды, после очередной ссоры с режиссером по поводу плохо выученного текста, вчерашняя блондинка явилась на съемочную площадку с перекрашенной в красный цвет головой. Такая вот изощренная женская месть. Выход в итоге нашли, выкрутились: в части эпизодов Васильева появляется в модной белой шапочке, полностью скрывающей волосы. Но с учетом подобных актерских выходок неудивительно, что вскоре съемки фильма снова пришлось приостановить – работа с избалованными звездами настолько вымотала режиссера, что он на месяц загремел в больницу с микроинфарктом.
Сейчас зрители старшего поколения пересматривают фильм с неизменной ноткой ностальгии, натыкаясь на многочисленные приметы середины 80-х - времени неизбежного угасания Советского Союза. Здесь тебе и многочисленные НИИ, где неизвестно чем занимаются. И принудиловка ДНД. И проблема всеобщего дефицита. (Цитата: "Смотри-ка, в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения!").
К слову, один из ярких эпизодов в картине — визит на квартиру фарцовщика, едва не послужил поводом к снятию фильма с проката. А повод, по нынешним меркам, исключительно невинен: в сцене, где героиня Муравьевой отказывается покупать у фарцовщика фирменные шмотки (типа, слишком дорого), тот удивленно реагирует: "Она что, с Урала? Ничего не понимает?". Эти слова глубоко возмутили руководство Обкома партии Свердловской области во главе с первым секретарем Борисом Ельциным. Обошлось письмом с глубочайшими извинениями за "невольное оскорбление уральских женщин".
1985-й - начало развернутой Горбачевым антиалкогольной кампании. Так что спиртного в фильме герои не употребляют. Была правда отснята совершенно невинная сцена в кафе, где подруги пьют шампанское, отмечая случайную встречу. Но худсовет ее не пропустил. Мужские персонажи также сплошь трезвенники. Зато они постоянно пьют бесплатную казенную газировку из установленного в вестибюле института автомата. Учитесь.