Принят закон о прекращении следствия с готовыми к СВО. На примере петербургской стрельбы 47news разобрал, можно ли уходить от наказания дважды. Или вообще сколько угодно, пока выживешь.
Госдума 19 марта во втором и третьем чтениях приняла поправки в законопроект об освобождении от преследования и наказания подозреваемых, осужденных и граждан с непогашенной судимостью за участие в СВО. Сразу два принятых закона внесут изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, но в документе не прописан порядок процедуры с теми, кто уже уходил из лагеря на фронт, вернулся, вновь сел и готов пойти в окопы вновь.
Прецедент в Петербурге создал 40-летний Алексей Исаков. Его задержали накануне в кафе "Чабрец" на Московском проспекте - после стрельбы в приятеля из Гатчины. Там история непростая, но Исаков весной прошлого года прибыл в колонию Металлостроя, а оттуда ушел на СВО. По данным 47news, он готов повторить.
Журналист опросил юристов-практиков, может ли подсудимый (в данном случае Исаков) заключить новый контракт с МО.
- Если следовать аналогии применения амнистии и помилования, то, как правило, они дважды к одному и тому же лицу не применяются, - поделился мнением адвокат коллегии "Алиби", кандидат юридических наук Петр Иванов. - Если интересует моя точка зрения, я за запрет возможности освободиться от уголовной ответственности в случае, если человек совершил рецидив тяжкого или особо тяжкого преступления. Даже в случае его повторного участия в СВО.
В июне прошлого года вступил в силу закон "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Нормы позволяют заключить контракт подследственным, уже осужденным и отбывшим наказание. В случае первых расследование приостанавливается по ходатайству руководства воинской части на время действия контракта. Осужденным при получении госнаград, достижении предельного возраста, резком ухудшении здоровья или завершения мобилизации наказание заменяется на условное.
Опрошенные эксперты отметили, что случаи заключения контракта при повторном нарушении в законе не прописаны.
- Гипотетически, подписать документ можно сколько угодно раз. Но стоит помнить, что право заключить этот контракт действует и для осужденного, и для Минобороны. У государства нет обязанности принимать на службу по контракту всех, кто этого просто хочет. Имеют право отказать как по объективным, так и по формальным признакам, - полагает адвокат Александр Передрук. Впрочем, собеседник добавил, что в своей практике с бывшими участниками СВО пока не сталкивался. Напротив, он добивался альтернативной службы для человека с религиозными убеждениями.
В том же законе прописаны категории обвиняемых, осужденных и бывших заключенных, кто могут заключить контракт. Принять на службу готовы обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести, осужденных за тяжкие. Собеседник 47news в структурах ФСИН рассказал, что после мятежа Пригожина 2023-го года Минобороны крайне неохотно заключает контракты с осужденными "после 24 июня". При этом рассматриваются кандидатуры приговоренных ранее, но не вступавших в "Вагнер".
- На самом деле, повторное участие уже помилованных однажды лиц в СВО - неурегулированная тема. По тяжким и особо тяжким составам, к которым относится в том числе и убийство, не предусмотрено особого порядка рассмотрения дел, когда приговор выносится через два-три заседания, - говорит партнер адвокатской фирмы "Тонковъ и партнеры" Евгений Тонков. - Само участие в СВО считается смягчающим обстоятельством. К сожалению, при повторном совершении преступления участником СВО эта часть биографии воспринимается как индульгенция и действительно чрезмерно учитывается судом, создавая опасное ощущение безнаказанности у данной категории лиц.
47news обращал внимание на приговоры бывшим участникам ЧВК "Вагнер". Суды по всей России ставят вернувшимся в заслугу участие в СВО и назначают за преступления по минимуму.
В закрепленных Госдумой поправках прописаны категории, с кем контракт заключать запрещено. Это осужденные за сексуальное насилие над несовершеннолетними, преступления против основ конституционного строя, шпионаж, госизмену и экстремизм.