В Петербурге противники строительства глиноземного завода обсудили планы сопротивления. 47news дает основные тезисы, контрдоводы корпорации и чай с пирожками.

В Петербурге 21 марта состоялся круглый стол, посвященный планам по строительству глиноземного завода РУСАЛ в Ломоносовском районе Ленобласти. Инициаторами стали противники строительства, депутаты областного ЗакСа от КПРФ Иван Апостолевский и Николай Кузьмин. Из приглашенных экспертов - эколог Олег Бодров и соратники по сопротивлению. Все были очень серьезны.

После того, как все единодушно осудили планы РУСАЛа со словами "катастрофа", подискутировали, где еще можно построить завод. Конкретное предложение прозвучало только от Кузьмина.

"Нужно строить там где мало людей. Кольский полуостров, например - много воды, вокруг скалы…", - живописно говорил спикер.

Про возможное мнение жителей Мурманска, Апатит, Кировска и других городов на полуострове депутат рассуждать не стал. Кстати, Апостолевский родом из тех мест, но он тактично промолчал. (Но в остальном был живее всех, жестикулировал и доказывал, что все мы занимаемся политикой в хорошем смысле слова).

Для справки: почти вся территория Кольского полуострова расположена за полярным кругом в пределах южной тундры и тайги. Исходя из логики, строительство в отдаленном месте может быть крайне накладным. Тем временем, за прошлый год РУСАЛ показал плачевные результаты, и вряд ли в компании пойдут на увеличение стоимости чего бы то ни было.

На уточняющий вопрос, есть ли другие предложения, Кузьмин развел руками: "Есть и другие места, достаточно карту развернуть, страна самая большая в мире".

Не поспоришь.

Поиск вариантов начался в конце 2022-го, после утверждения правительством "Стратегии развития металлургической промышленности РФ". В ней строчки: "Критическая зависимость производства алюминия от импортных поставок сырья из недружественных стран стала недопустимой и требует строительства новых глиноземных мощностей в РФ". 

Сам РУСАЛ неоднократно заявлял, что Ленобласть выбрана после длительного отбора по ряду параметров: близость крупного порта для доставки бокситов из Гвинеи, обеспеченность электро- и газотранспортной инфраструктурой (производство крайне энергоемко), подземные источники артезианской воды и обеспеченность человеческим ресурсом.

Эколог Бодров задался вопросом, почему бы не построить завод в Гвинее. Даже не задался, а предложил. Возможно, в этот момент вздрогнул отдел риск-менеджмента РУСАЛа. Такие идеи уже звучали, в корпорации реагировали, скажем так, скептически. Говорят - политическая обстановка там крайне нестабильная, строить там неоправданный риск (последний госпереворот произошел в 2021-м, к власти пришла хунта).

Из недр добываются бокситы, из них производится глинозем, он идет на первичный алюминий. Необходимость везти из Гвинеи в РУСАЛе объясняют тем, что там  бокситы высокого качества в отличие от российских, которые при этом залегают на большой глубине.

Конечно же в обсуждении звучал глиноземный завод в Ачинске. Его всегда приводят в пример как крайне мрачное предприятие в отрасли. В РУСАЛе уже буднично отвечают, что нельзя сравнивать завод 50-летней давности и современное производство. Добавляют, что технологии категорически разные, мол, все процессы герметичны.

Депутат Иван Апостолевский рассказал, что активисты не получают обратной связи от РУСАЛа. В голосе было искреннее недоумение.

- Мы писали им на почту, но никто на запросы не отвечает. Просили правительство Ленобласти показать нам соглашение, но нам сказали, что РУСАЛ против, - отметил он.

- То есть, за все это время вам не предоставили никакой информации о проекте? - уточнил 47news.

- Нет, абсолютно ничего, - ответил депутат.

На этом месте вмешался старший коллега, депутат Кузьмин. По его словам, проект наверняка есть. "Они же заявляют, что завод будет производить 4,8 млн тонн глинозема в год. Откуда-то же эта цифра взялась", - как показалось, недовольно сказал выступающий.

В РУСАЛе по-прежнему настаивают, что проекта еще нет. Есть мнение, что цифра - это, скорее, целевой план, рассчитанный от потребности. Так или иначе, пока ясно, что за основу будет взят завод Wenfeng New Materials, куда в прошлом году ездила делегация регионального правительства. Чиновники называют его самым современным на сегодняшний день. На нем бокситы перерабатываются по методу Байера (в РУСАЛе заявляют, что это самый щадящий для экологии вариант), замкнутый водооборот и сухое хранение шлама.

По словам собеседников в правительстве Ленобласти, все выше перечисленное еще не документировано в проектных решениях: "Впереди госэкспертизы, оценка воздействия на окружающую среду, публичные слушания и еще масса всего. А шума столько, словно все уже в разгаре".

Как ранее сообщалось, прогнозный срок запуска первой и второй очередей предприятия - 2028 и 2032 годы, инвестиции около 400 млрд. Решение будет принято после изысканий, не раз заявляли власти.

В РУСАЛе же официально сообщили 47news, что на данный момент проводятся изыскательские работы.

"Специалисты уже пробурили 12 скважин глубиной около 200 метров, это ниже уровня любых артезианских скважин. Опасения по поводу того, что для производства будет использоваться вода из поверхностных водных источников - беспочвенны. Цель изысканий - подтверждение запасов в подземном месторождении", - сообщили в компании.

Закончилось мероприятие приглашением на чай и пирожки. Лица участников стали добрее, а разговоры оживленнее, вспоминали общих знакомых. И правда, тема более располагающая, чем глинозем.

Тем временем, 22 марта состоится первое заседание суда по иску инициативной группы жителей Соснового Бора, требующих признать незаконным решение местного Совета депутатов отказать в проведении референдума по вопросу строительства завода.

Судя по всему, история будет во всех отношениях долгой.   

Виктор Смирнов,
47news

Справка

До 2022-го РУСАЛ был обеспечен глиноземом на 100% за счет собственных зарубежных производств. После начала СВО прекращены поставки с завода в украинском Николаеве. США, Австралия, Южная Америка и Испания отказались от продажи, ограничено снабжение с завода РУСАЛ в Ирландии. Варианты найдены в Азии, но это ударило по экономике корпорации: цены в Китае на 25% выше, выросли косвенные затраты, говорят эксперты. Ранее 47news рассказывал о роли России в мировом производстве алюминия и проблемах отрасли.

Соглашение о строительстве на ПМЭФ-2023 подписали губернатор Александр Дрозденко и директор "Русский алюминий Менеджмент" Евгений Никитин. На предприятии будут трудиться 7500 человек, инвестиции 400 млрд рублей.