Работа с углём в портах Северо-Запада, читай, в Ленобласти, уменьшается. Европа его не берёт, а в Индию и Китай становится не выгодно.

Экспортные цены на российский энергетический уголь упали до минимальных значений  за три года, с 2021 года, из-за низкого спроса на ключевых рынках Индии и Китая. Об этом пишут российские деловые СМИ со ссылкой на сведения Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Они указывают, что отечественный уголь стал убыточен  при поставках за рубеж через порты юга страны, а идущий через терминалы Дальнего Востока балансирует на грани рентабельности.

Тот уголь, что переваливают в северо-западных портах Балтики, считай, в портах Ленинградской области, традиционно поставлялся в страны Евросоюза. Однако после того, как в августе 2022-го было введено эмбарго на импорт российского угля, основные объёмы этого топлива через Усть-Лугу, Высоцк и Выборг также пошли на Азию. Высокие цены на уголь на мировом рынке в 2022 году позволяли отечественным угольщикам экспортировать свою продукцию в азиатские страны и через северо-западные ворота Балтики.

По итогам первых двух месяцев 2024 года через порты России на экспорт  ушло 28,7 млн тонн угля, что почти на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Балтийский бассейн по углю просел значительнее прочих - на 16%, с 8,3 млн тонн до 6,9 млн тонн. Например, в январе-феврале Дальний Восток потерял 3%, порты Азово-Черноморского бассейна ухудшили угольные показатели на 13,3%. Единственные терминалы, сумевшие сработать в плюс, оказались в Арктике, они сделали +0,7%.

Основной объём балтийского угля уходит за рубеж через порты Ленобласти. Этим грузом в январе-феврале занимались пять терминалов в Усть-Луге. Отраслевой лидер — специализированный комплекс "Ростерминалуголь" с начала года потерял сразу 30%, перевалив 2,67 млн тонн. В 2022 году новым владельцем терминала стало АО "Специнвест" с неизвестными бенефициарами, а прежде комплекс контролировали миллиардеры Бокарев, Козицын и Махмудов. Сегодня "Спарк" не показывает информацию о владельцах АО.

Продолжает в Усть-Луге по углю работать в плюс терминал "Ультрамар", который у многих ассоциируется с удобрениями. За два месяца комплекс сделал 2 млн (+29,4%). В начале года в Усть-Луге заработал терминал "УТТ "Усть-Луга" (Lugaport) холдинга "Новотранс" миллиардера Константина Гончарова. Первую очередь комплекса строили под зерно, но стартовала перевалка именно с угля. Итого к марту 0,8 млн тонн.

Улучшили свои угольные показатели ещё два усть-лужских терминала: ООО "УПК" до 0,81 млн тонн (+29,3%) и АО "УЛКТ" до 0,41 млн тонн (+16,3%).

Прекратил перевалку угля в Усть-Луге терминал ООО "Новые коммунальные технологии" (изначально известен как МПК "ЮГ-2").  Но здесь дело не в номенклатурной  конъюнктуре. Этот актив в 2021 году был продан структурами Ильи Трабера компании "Русхимальянс". А теперь там на причалах мегастройка.

Ещё двумя небольшими точками выхода угля из Ленобласти являются порт Выборг, где ООО "Порт Логистик" за два месяца перевалило 0,08 млн тонн (-36,4%), а также ООО "Порт Высоцкий". С весны прошлого года комплекс в Высоцке начал первым в Ленобласти отправлять на экспорт зерно, но, как видно, работа с углём продолжилась. По итогам января-февраля 0,12 млн тонн (-61,8%).

В петербургском порту (АО "КЦТЛ" и АО "Тетрамет"),  а также в Калининграде угольные объёмы незначительные.

Тенденция на снижение угольного экспорта была заметна еще в прошлом году. Так, в 2023 году Россия морем отправила за рубеж 202,5 млн тонн угля. Это практически столько же, как и в 2022-м, но всё-таки на 0,5% меньше. Выросла перевалка через все бассейны, кроме Азово-Черноморского. Южные порты просели по углю сразу на 20% - до 31,5 млн тонн.

По итогам 2023 года на Балтике на 7,3% упал "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, но всё равно остался крупнейшим угольным комплексом на Балтике, сделав 20 млн тонн. Его ближаший конкурент по Усть-Луге, компания "Ультрамар", за полный 2023-й пропустила через себя на экспорт 10 млн тонн угля.

Говоря о том, что экспорт российского угля в неблизкие Индию и Китай через порты Северо-Запада в ближайшее время может стать нерентабельным и, как следствие, сократиться, отраслевые эксперты сообщают об отрицательном экспортном индексе (цена реализации за вычетом стоимости доставки). Так, "Ведомости", со ссылкой на "ЦЦИ", приводят цифру минус 6 долларов за тонну. Кроме этого играет свою роль и сезонный фактор — морозы в азиатских странах — потребителях угля, уже миновали.