Так оскорбил "Аэропорт" актер, сыгравший в нем главную роль. А фильм в 10 млн долларов собрал кассу в 100 и породил киношную моду. О нашем, советском, ответе – 47news.
Ответ мог случиться и раньше, идея снять отечественный фильм-катастрофу пришла режиссеру Александру Митте еще в 1976-ом. "Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов", — признавался он позднее. Однако его идея руководство Минкульта не вдохновила. По причинам идеологическим. Потому как: наши самолеты – самые надежные, компания "Аэрофлот" – самая лучшая, а других самолетов у нас и не было.
Тогда режиссер пошел к сценаристам Валерию Дунскому и Юлию Фриду. Они нашли изящное решение: катастрофа происходит на земле, в одной из стран третьего мира, а наш самолет совершает сразу два подвига – сначала на чужой территории, затем над родиной. Так родился сценарий с рабочим названием "Запас прочности", и добро на съемку было получено.
Следующий хитрый ход принадлежал Митте - он уговорил замминистра Гражданской Авиации стать консультантом. "Нам нужен был консультант, который бы снял трубку и сказал: "Снимайте в Домодедове или в Шереметьеве, чтобы удешевить производство".
Съемкам помог "Аэрофлот". Ведь один из главных героев – самолет ТУ-154. Списанных с баланса "тушек" еще не было и пришлось довольствоваться доставленной по железной дороге из Омска в Москву ... хвостовой частью. В ней-то и снимали все ремонтно-воздушные сцены из второй серии.
Ну, а потом повезло. На рейсе Киев-Москва пассажир разлил ртуть. "Зараженный" самолет тут же перегнали для осмотра, и Митта пробил разрешение на съемку ряда сцен непосредственно внутри. (Все прочие самолеты, появляющиеся в фильме по ходу действия - макеты-муляжи: от самого маленького, размером в 50 см, до самого большого – более 5 метров).
Уровень монтажа и комбинированных съемок предельно высок. Притом, по признанию Митты, по большей части все делалось вручную, дедовскими способами. Впрочем, в уже вышедшей к тому времени первой части "Звездных войн" модели межгалактической "Звезды смерти" тоже были сделаны из картона.
Съемочная группа пережила и собственные катастрофы. Так, например, сюрприз преподнес Олег Даль: две недели он снимался в роли бортинженера Скворцова, после чего заявил, что дальше не будет. (В этот период Даль был закодирован от алкоголизма, год спустя его не станет). Трудно оказалось найти новую актрису на роль Тамары. Проклову смутило наличие в сценарии откровенных по тем временам сцен. А учитывая, что Проклова являлась членом ЦК ВЛКСМ …
А вот юную Александру Иванес перспектива прилюдного обнажения не испугала. Ассистенты режиссера разыскали Сашеньку в тот момент, когда ее отчислили из вуза за срывы репетиций. Как результат – целомудренный советский зритель увидел на большом экране обнаженную грудь и ее постельные сцены с Леонидом Филатовым. Из-за этих, невинных по нынешним меркам сцен, дети до 16-ти лет на фильм не допускались, но, само собой, все равно просачивались.
Любовные сцены снимались ночью, а уже утром на самый верх было доложено: Митта снимает порнографию. Режиссера вызвали на ковер, отчитали и распорядились: "привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами!". В итоге имевший все шансы претендовать на Государственную премию фильм вычеркнули из списка кандидатов. А ушлые советские киномеханики вырезали из пленки эти кадрики и бойко штамповали на продажу как бы эротические фотки.
В Голливуде такого рода кинопродукция подается как непрерывный экшн-аттракцион. А вот в Мосфильмовской версии – это кино из двух частей-серий. В первой главные герои решали свои сложные семейные проблемы, и лишь во второй совершали подвиги. Наша вторая серия изобиловала эффектными сценами взрывов и пожаров.
К слову, почти все экранные действия по ремонту самолета в воздухе – они из области фантастики. К примеру, вылезти из салона к двигателю невозможно, а чтобы разрубить обшивку топором, потребовалась бы сила былинного Ильи Муромца. После отрыва хвоста самолета при посадке хвост отрывается вместе с двигателями … Кино.
Нежданно-негаданно пришлось переснимать финал. В исходном сценарии в последних кадрах фильма герой Георгия Жженова должен был умереть на глазах зрителей от сердечного приступа. Однако эта, уже отснятая сцена, вызвала возмущение у комиссии. Входившие в ее состав сразу два министра настояли на хэппи-энде.
Говорят, Митта объявил членам съемочной группы, что выдаст 100 долларов тому, кто предложит самое оригинальное название картины. Но лаконичное "Экипаж" пришло в голову самому режиссеру.
В олимпийском 1980-м "Экипаж" стал одним из лидеров советского кинопроката. Он собрал в кинотеатрах более 71 млн зрителей, заняв по этому показателю 3-е место после боевика "Пираты ХХ века" и мелодрамы "Москва слезам не верит". Ныне "Экипаж" находится на почетном 6-м месте по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката.