С согласия Москвы бомбардировщики США базируются на Украине. Отсюда они атакуют Германию… И это не футурология.
Армады американских бомбардировщиков утюжат нацистскую Германию, но промышленные объекты и транспортные узлы Восточной Европы остаются вне досягаемости ВВС союзников. Тогда-то у американцев рождается идея о создании авиаузла в СССР для так называемых челночных рейсов: вылетев с запада и сбросив бомбы над Германией и над ее сателлитами, эскадрильи могли бы приземляться на советской земле. Там заправлялись бы, брали новый боезапас и выполняли ту же операцию, возвращаясь. Так американцы хотели минимизировать свои потери.
Из документа, врученного тов. Сталину президентом Рузвельтом на Тегеранской конференции 1943 года: "…делегация Соединенных Штатов предложила, чтобы были предоставлены воздушные базы в СССР, на которых самолеты Соединенных Штатов могли бы заправляться горючим, а также производить срочный ремонт и пополнять боеприпасы в связи со сквозной бомбардировкой с баз Соединенного Королевства".
Сталин с предложением американцев согласился в принципе, но отмашку дал лишь в начале 1944-го. Американцы присвоили операции кодовое название "Фрэнтик" (англ. Frantic, "неистовый"). Для решения задачи была сформирована авиационная база особого назначения во главе с генерал-майором Перминовым.
Британские ВВС участвовать во "Фрэнтике" отказались: Черчилль решил, что проведение операции потребует неразумно высокого уровня доверия Советскому Союзу, а в нашей стране он безоговорочно доверял единственно армянскому коньяку.
Варианты аэродромов перебирались разные: под Ленинградом (Пушкин), Новгород, Великие Луки, Курск, Харьков. В конечном итоге Сталин дал "добро" на три объекта в Полтавской области. Одно из преимуществ этого района заключалось в том, что он находился на одинаковом расстоянии и от Великобритании, и от Италии. Имелись и минусы: далековато до линии фронта, высок риск возможных диверсий со стороны украинских националистов.
От США предполагалось - 360 бомбардировщиков "Летающая крепость" и "Либерейтор", до 200 истребителей сопровождения. В месяц планировалось осуществлять 6 челночных операций - более 3 тысяч самолетовылетов.
За матчасть в основном отвечали янки. Из Ливерпуля в Мурманск отбыл специальный конвой из пяти судов: металлические плиты для взлетно-посадочных полос, высокооктановый бензин, запчасти к самолетам …
Корабли благополучно добрались до Мурманска 5 апреля, все грузы без промедления отправили железной дорогой в Полтаву. Основной персонал перебрасывали самолетами США: к июню 1944 они доставили в Полтаву 450 человек. Советская сторона копала, бетонировала.
Менее чем за месяц женщины выложили аэродром плитами на площади, равной 55 футбольным полям. (Вес одной плиты, на минуточку, 40 кг). Про другие работы можно говорить долго. Генерал Эйкер в беседе с Молотовым признался, что "подготовленные в СССР базы значительно лучше средних баз, имеющихся у американцев в Италии. И эти базы были подготовлены быстрее, чем это обычно делают американцы".
Операция "Фрэнтик" стартовала за 4 дня до высадки союзников в Нормандии, ознаменовавшей открытие долгожданного второго фронта. Ранним утром 2 июня экипажи, расквартированные на базах Южной Италии, получая полетные задания, испытали испуг: вместо привычного после бомбометания возвращения обратно, им предписывалось лететь дальше и садиться на территории СССР.
Тем же вечером маршал авиации Новиков отправил Сталину шифровку: "Посадка проведена благополучно. По информации генерала Дина и генерал-лейтенанта Эйкера, бомбардировке подверглись военные и железнодорожные объекты. Из состава группы, сделавшей посадку на наши аэродромы, потерян один самолет "Летающая крепость".
Ну, а дальше "воздушные рабочие войны" союзников занялись своим привычным делом. А в ночь на 22-е случилось то, что впоследствии американцы назовут "вторым Пёрл-Харбором". В ту ночь армия США понесла самою большую разовую потерю самолетов на земле за всю Вторую Мировую.
Рассказывает Александр Орлов, ветеран, доктор исторических наук: "11 июня 1944 года группа генерала Эйкера перелетала из Полтавы в Италию, и фотограф авиагруппы лейтенант Маккой взял с собой в машину аэрофотосъемку полтавского аэроузла... И надо было такому случиться, что немцы сбили именно этот самолет. Аэрофотоснимки попали к ним в руки. Через 10 дней над нами появился фашистский разведчик Хе-111. Перехватить его не удалось. А ночью над Миргородом, а затем и над Полтавой появились фашистские бомбардировщики, которые сначала сбросили осветительные бомбы, а затем осколочные, зажигательные и фугасные..." (ист. – "МК в Украине (Киев)", 14.04.2015).
Немецкая бомбардировка аэродрома в Полтаве продолжалась около двух часов и отличалась поразительной точностью — почти все бомбы упали в местах стоянок "Летающих крепостей" и так далее. Немецкие самолеты поддержала с земли диверсионная группа из числа украинских националистов, выпустившая в сторону аэродрома осветительные ракеты. В результате уничтожены 47 американских и 21 советский самолет, 26 американских самолетов повреждены, сгорело 360 тонн авиационного бензина, взорвано около 2 тысяч авиационных бомб. При этом ни один немецкий самолет не был сбит.
Военная цензура в США и Великобритании наложила вето на публикацию в печати любых сведений о трагедии в Полтаве. Доверие между союзниками в одночасье оказалось разрушенным: обвинения в значительных потерях американцы возложили на отвратительную организацию советской ПВО, а генерал Дин назвал немецкие бомбардировки "ошеломляющим ударом" по военному сотрудничеству между СССР и США. Так за ночь поставили под сомнение целесообразность продолжения операции "Фрэнтик".
Уцелевшие крылья спешно перебросили в Кировоград. после чего - на авиабазы в Италии.
Американские и советские пилоты рядом с истребителем "Аэрокобра". Источник: Музей ВВС США. Ист. фото - www.americanairmuseum.com
В итоге Штаты все-таки решили продолжить проведение операции, но в другом формате. А именно: продолжать авиационные налеты силами одних истребителей, не рискуя своими тяжелыми бомбардировщиками, пока не будет усилена ПВО полтавского авиаузла.
Челночные операции продолжались до конца сентября. К тому времени Красная армия ушла далеко на запад, надобность в них отпала, и 5 октября основная масса американцев с немалым облегчением покинула советские авиабазы.
Шесть лет спустя знакомые по Полтаве американские и советские летчики встретятся вновь. В небе Кореи. Но - уже по разные облака баррикад.
К тому времени все "made in USА" металлические плиты со взлетно-посадочной полосы полтавского аэродрома будут растащены местными жителями. Крепкие из них заборы получились.