47news нашел идеальное село. Ну и что, что в нем нет магазинов и школы, зато храм золотой и новая набережная. Деревенские знают, что будет дальше. Потому что дядя Володя.

В конце июня в деревне Коваши Ломоносовского района Ленинградской области торжественно открыли набережную у храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Сам храм открыли чуть раньше, в апреле. Его сверкающие бирюзовые крыши теперь притягивают взгляды проезжих (через Коваши проходит региональная трасса), не будь их – деревня и деревня, проехал бы. А так есть повод поглядеть.

Для знающих деревня непростая: здесь дом родителей супруги Дмитрия Медведева – Светланы (в девичестве - Линник). Высокие гости периодически приезжают. Считается, что именно Светлана воскресила восстановление храма и возведение набережной.

Заезжаю с утра, Коваши встречают умиротворенной сельской ладностью. Простые с виду домики – не хоромы, такие не прячут за крепостными заборами. Зелено, тихо и чисто: контейнерную площадку, припрятанную в стороне за кустами, нахожу почти пустой. Нет непроезжих луж (а дожди-то лили), все съезды с центральной дороги ровные, проселочные тоже вполне. Вдоль трассы – несколько остановок с понятными названиями: "Въезд", "Церковь", "Прибрежная", "Дом культуры" – чужой не заблудится. Все с крытыми павильонами, целыми скамейками и чистейшими урнами. Пассажиров не видно, а автобусы есть.

Возле церкви суетятся рабочие в комбинезонах. Территория вокруг, видно, еще не закончена, местами не уложена плитка, стоят ограды, все прилично и чисто. Набережная – сразу за ним, и там – ни души. Беленькая, словно отдраенная, очень простая и уместная: качели, скамейки, фонари, спуск к реке. Начинается от старого, но крепкого мостика через реку Коваши. Небольшая, всю пройти – хватит и пяти минут. На другой стороне тянутся деревенские домики, журчит вода, много солнца. Идиллия.

Набережная построена по федеральной программе "Комфортная городская среда". Глава администрации Лебяженского поселения Сергей Ушаков не без гордости рассказал, что успели за год, хотя планировалось за два. За проект голосовали жители. Официально в Ковашах их около 100 человек, по факту живет втрое больше.

Видео: 47news

- Ну как, прогулялись? – неожиданно спрашивает первая встретившаяся здесь мне живая душа: женщина с улыбкой и, конечно же, ведерком. Встретилась на мостике.

- Красиво, - говорю. - Только не вижу ни детских площадок, ни школы, ни магазинов.

- Магазин ближайший километрах в шести, в Старом Калище, я в Сосновый Бор езжу (около 10 км). Автобусы ходят каждые 15 минут. Школу нам и не надо – молодежи почти нет, это сейчас на каникулы понаехали. А так сельский клуб есть, почта, ФАП – а что еще надо? Магазин тоже будет, обещали, – безмятежна женщина.

Отвечает, что жители набережную и не просили, но "пусть будет". Тут, говорит, вечерами подсветка красивая, народу стало – откуда столько берется. Муж в шесть утра с собакой гулять выходит, а людей уж полно. А раньше в этом месте ничего не было: только трава и кусты заросшие. А на месте храма раньше была "психушка". "Я еще удивилась, чего это они здесь же решили, но, говорят, до психушки церковь была", – охотно рассказывает приветливая собеседница.

- Почему Ковашам такое внимание? – намекаю.

- Да это ж все Света Медведева, она для нас старается. Я Светку с детства знаю, дом тут родителей, если дальше по реке прогуляетесь – сами увидите, – машет рукой в нужную сторону. Но объясняет, что дом пустует, а Линники живут в новом – подальше, но до него не добраться.

- Охраняют?

- Да нет, он просто за другими участками, сами не найдете. Тетя Лариса и дядя Володя (отец и мать Медведевой) вообще замечательные, без всяких понтов. У нас прошлой зимой фонари не горели на улице, так они заявку подали, вот как любой из нас бы сделал, хотя фамилия известная.

- Сразу, наверное, и починили?

- Да куда, до сих пор не сделали. Этим что Линник, что нет – все по фигу.

Иду на поиски того самого дома. Тропинка тянется вдоль реки, на машине не проехать. По пути встречаю только стайки мальчишек: кто с удочками, кто на велосипедах и ни одного с "гаджетами". "Я тебе червяков сказал принести, а ты что? Съел их?" – совершенно серьезно отчитывает подросток приятеля. Раз мелькнули гуси. На заборах сушатся ковры. Деревенская жизнь слышна, но в глубине участков.

Дом нахожу сразу: он на углу следующего пешеходного мостика. Темно-красный с зеленой выцветшей крышей. Забор из сетки-рабицы, на окнах тюль. Видно, что не жилой, но и не брошенный. Соседние дома тоже, кажется, пустуют. Набережной и храма из этой части деревни не видно.

На набережной, тем временем, начали собираться люди. Малышня на качелях, рядом мамы, с парапета снимает пацаненка отец. Спрашиваю о жизни в деревне, но все, говорят, не местные. "Едем с мужем, смотрю – храм. Думаю, надо пробежать, посмотреть, чего тут такое", – объясняет одна и щелкает вокруг телефоном. Другая говорит, что родом отсюда, сейчас навещает родителей.

"Хорошая деревня, старикам так вообще отлично, молодежи уже не очень. Без машины сложно, конечно. С электричеством перебоев нет, а вот с водой из колодцев нужно поосторожнее – мутная. Да и со скважиной - как повезет, фильтры нужны обязательно. Школу если нужно – то в Сосновом Бору, в частную отсюда ходит школьный автобус", – рассказывает она.

Храм по кругу приезжие тоже осматривают. Я захожу внутрь. Там пока нет привычного церковного запаха, пахнет новым и еще ведутся работы. Стоят банки с краской, женщины в косынках золотят иконы. В углу – увесистый бойлер с надписью "Святая вода". Там же батюшка, отец Николай, но не в облачении: по-простому в брюках и рубашке. К храму подъехал на "Ниве".

- Храм таким большим кажется для деревни, наберется ли прихожан? – спрашиваю.

- Прихожане есть, многие приезжают из Петербурга. Туристы о нас уже знают. А проект этот еще 1911 года архитектора Косякова, по нему воссоздали, – объяснил батюшка.

Рассказал, что раньше здесь была деревянная церковь, после национализации в начале 20-го века действительно размещалось отделение психиатрической клиники. Перед началом строительства во время археологических изысканий здесь нашли останки бойцов, поэтому в планах оформить склеп или братскую могилу. Рядом с храмом будет историко-культурный центр, при нем планируется воскресная школа.

- Долго деньги на храм собирали? (разрешение на строительство выдали в 2020-м, а в 2021-м начались проблемы).

- Это я не знаю, я в карман благотворителей не заглядываю.

Доезжаю до остановки "Дом культуры", что почти на выезде из деревни, но нахожу за ней почту (для иных деревень свое отделение почты – экзотика). Сельский клуб, как выяснилось, в том же здании, что и ФАП. Двери всех этих учреждений открыты, но визитеров ни души. Фельдшер ходит по кабинету с телефоном, девушка за стойкой на почте пересчитывает вслух что-то вроде лотерейных билетов. Охотно вызвалась поговорить сотрудница клуба (от радости не спросила имя), тоже одиноко сидевшая в зале за столом.

- Набережную не просили, а за храм подписи ставили. Не ожидали, правда, что будет с таким размахом. Пожертвования на него Светлана собирала, - как выяснилось, моя собеседница работает в местном ДК больше 30 лет, и со Светланой Медведевой тоже знакома.

- Если проблемы в деревне, о помощи ее просите?

- Было дело. Тут рядом старое здание ДК стояло, там же и почта была. Потом все развалилось, признали небезопасным, а другого нет. Мы и пожаловались Светлане, когда она к родителям приезжала. Она надавила, и нам быстро построили новое здание (говорит, дело было 14 лет назад). А так тут жаловаться не на что: в Ковашах очень хорошо живется. Зимой снег чистят, люди душевные и простые.

Примерное направление к новому дому Линников она показала, но тоже предупредила, что "вряд ли найдете" (я и не нашла), а рассмотреть если, то "только с квадрокоптера", да и вообще хозяева сейчас, кажется, в Москве.

Уезжая из деревни, интересуюсь (по телефону) у властей, какие планы на Коваши. Сергей Ушаков рассказал, что будет два магазина, планируется остановка для туристических автобусов, музей и, может быть, "какие-то детские учреждения". Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов добавил, что часть пустующих земель местного рыбколхоза пойдет под малоэтажное строительство.

Потому что Коваши хорошие.