В мирном Петербурге люди кусают друг друга на улицах и в фитнес-клубах. 47news узнал, как пришивают оторванные пальцы и кое-что покрупнее. 

Полиция 18 июля пришла к 30-летнему петербуржцу Евгению – во время драки в ресторане он откусил оппоненту ухо. Заключение медиков неутешительное. 

47news спросил экспертов, при каких условиях какую-либо часть тела уже не вернуть. Специалисты логично отмечают, что проще восстанавливаются мелкие ампутированные части. Например, уши или пальцы. Вероятность восстановления раковин и фаланг выше, чем заживление целых рук и ног.

- Пальцы пришить нет проблем, но они могут возникнуть с нервными стволами, их заживлением и восстановлением. То же самое с крупными сегментами. Сшить сосуды и кости никаких проблем. Но вопрос в том, насколько правильно срастется и будет ли в будущем функционировать. Также важно, насколько сильно поражены часть и оторванные конечности. При отмирании тканей выделяются белки, которые могут дать осложнения на внутренние органы, - объяснил 47news доктор медицинских наук Евгений Гуманенко, заведующий кафедрой экстремальной медицины, травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии петербургского Педиатрического университета. 

Прошлым летом петербуржцу оторвало палец качелями на детской площадке. Бригада скорой помощи вколола обезболивающее, а врачи объяснили, что сосуды настолько поражены, что восстановить кровообращение не удастся, и палец не приживется.

- Ошеломляющих результатов в трансплантологии крупных сегментов пока нет. Эффективный выход - протезирование. Допустим, человеку можно пришить пятку. Он сможет как-то ходить по квартире, но за трамваем на улице бежать уже не сможет. А с протезом сможет, - продолжает собеседник 47news Гуманенко. К слову, он хирург, служивший в Афганистане.

Что касается восстановления ушных раковин, то в открытых источниках упоминается случай пострадавшего от домашнего питомца. 45-летнего мужчину во время игры ротвейлер схватил за ухо - оно буквально повисло на лоскутах. Новую ткань наращивали месяцами.

"Ухо восстанавливалось поэтапно, путем подшивания, выкраивания и переворачивания лоскутов кожи, — делился с коллегами пластический хирург, профессор Андрей Орлов. — Твердая ткань для уха была взята из нижних ребер пациента — именно из реберного хряща моделировался ушной завиток (иногда для тех же целей используют ткань из перегородки носа)". 

По словам эксперта, при подобных операциях используются как обычные хирургические инструменты — шпатели, держатели и ножницы различных конфигураций, — так и целый набор микрососудистых инструментов: микропинцетов, иглодержателей и тончайших нитей. Кроме того, для "ориентации на местности" всегда используется микроскоп или увеличивающие бинокулярные лупы. Перед реплантацией (восстановлением утраченной части тела - ред.) проводится перфузия - обязательная промывка органов консервирующим раствором. Пластические хирурги манипуляции с ушами в среднем оценивают в 100 тысяч рублей. В стоимость закладывается работа хирурга, анестезия, пребывание пациента в стационаре.

- Есть ли временные ограничения для трансплантации? - спросил 47news доктора медицинских наук Евгения Гуманенко.

- Что в условиях мирного времени, что в условиях военного как можно быстрее остановить кровотечение. Особенно если задеты так называемые магистральные сосуды. Например, наложили жгут на бедренную артерию - есть два часа. В некоторых случаях - четыре. После этого реплантация невозможна. Поэтому очень важно грамотно организовать систему доставки пациентов в профильные клиники. В Петербурге за время, пока пациент доставляется в больницу, в машине скорой помощи травматический шок снижают на 40 процентов, более половины пациентов доставляются в больницу уже без него. 

В мегаполисе пять профильных травматологических центров: в Мариинской, Александровской, Елизаветинской больницах, НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, 26-й городской. Клиники расположены так, чтобы транспортировка пациента занимала не больше часа. 

 - В боевых условиях применяются турникеты - в отличие от жгутов, их можно ослаблять, восстанавливая кровоснабжение. Раненых так и волокут, иногда по семь часов - протащили, ослабили турникет, закрыли кровотечение рукой. Подождали несколько минут, кровоснабжение восстановится, затянули - и дальше тащить, - продолжает эксперт. - Но шансы сохранить рабочие способности конечности невелики. Высок риск потери чувствительности, нервы отмирают.

По данным открытой статистики, чаще врачам приходится пришивать обратно именно кисти и пальцы рук. Их научились трансплантировать первыми. Уши – на предпоследнем месте в пятерке самых трансплантируемых органов. Реже всего пришивают обратно носы – операции считаются крайне сложными, требуется целая серия хирургических вмешательств.

В начале июля мизинец петербурженки стал короче на фалангу после драки в фитнес-центре на улице Оптиков. С другой клиенткой они поспорили у шкафчиков в раздевалке, старшая хватила обидчицу за палец - часть мизинца с лакированным ногтем упала на пол. Вернуть ее на место не удалось - в профильном институте травматологии имени Вредена не было мест. На днях мужчина в центре Петербурга заступился за девушку, а ее обидчик кроме кулаков пустил в ход зубы. Человек без фаланги добрался к врачам только через шесть часов. Палец обработали, но ампутированное обратно пришивать не стали.