Если вы ответите, кто такой Лассаль, – 47news обалдеет. А как вам его памятник на Невском, улица его имени и его площадь? Которая Искусств, с Пушкиным, и вместо кого ваяли Лассаля.
Переименование Всего и Вся было для новой власти одним из способов символического преображения действительности. Преображали с пугающим размахом, порой до оторопи.
"Красная газета" (Петроград) 1 ноября 1918 года: "Став на путь реформ календаря, не следует ограничиваться одним только изменением летоисчисления <…> бесспорно, что было бы современнее заменить ничего не говорящие сердцу пролетариата Марты и Августы славными именами вождей … Январь — Энгельс, Февраль — Лассаль, Март — Маркс и т.д."
К моменту публикации столь радикального рационализаторского предложения в Петрограде уже несколько недель стоял второй по счету революционный памятник - Фердинанду Лассалю. (О первом 47news рассказывал здесь). С финансами в ту пору было туго, так что памятник возвели деревянный. Зато установили в козырном месте – на углу Думской и Невского. Суровый взгляд гиганта мысли, отца немецкой социал-демократии обращался в створ бывшей Михайловской улицы, переименованной в улицу Лассаля, а та, соответственно, утыкалась в бывшую Михайловскую площадь, переименованную … в площадь Лассаля. Каково?
Памятник изваял 25-летний скульптор Синайский. До революции ни в чем монументальном замечен не был, а через месяц на Менделеевской линии В.О. торжественно открыли еще один его монумент – Генриху Гейне. Лучшему другу кого? Правильно, Лассаля. Правда, гипсовому немецкому поэту довелось постоять меньше пяти лет, потом его убрали. А самому Лассалю уготовили более достойную участь.
К 1923 году многочисленные, но сделанные из самых дешевых материалов петроградские революционные памятники начали ветшать и сыпаться, и Петроисполком принял решение отныне возводить монументы в более долговечном материале. Для старта утвердили две достойные кандидатуры: русский теоретик и последователь марксизма Георгий Плеханов и… Лассаль. Плеханова установили из бронзы, и до сих пор он у Технологического института.
Лассалю №2 достается гранит. Все тому же Синайскому поручили сделать гранитную копию, выплатив за эту работу 1800 золотых червонцев. (Это как сегодня - бешенные деньги). Для изготовления пьедестала и фундамента гранитного Лассаля использовали бесхозный постамент от нереализованного проекта памятника Александру II.
Новым местом стоянки Лассаля предполагался центр сквера на площади его имени. То есть ровно там, где сейчас, на минуточку, Пушкин. Все же 5 декабря 1923 года гранитного Лассаля установили на прежнем месте, на Невском, который в ту пору именовался проспектом 25-го Октября.
В каких-то 10 метрах от Лассаля стояла часовня Христа Спасителя, но ее эклектичное соседство продолжалось недолго - в 1929 году часовню снесли.
(АЖУР).
В Москве с лассализацией то же всё обстояло "зер гут". В 1918 в Александровском саду Кремля "Романовский обелиск в память 300-летия царствования дома Романовых" подвергся лютому апгрейду: вместо имен царей на нем поместили имена 19 революционных мыслителей: от Томаса Мора до Маркса-Энгельса. Фамилия Лассаль, разумеется, забытой не осталась. А в 60-летнюю годовщину смерти немецкого философа (1924) в сквере у Большого театра появилась огромная клумба с выложенным из цветов портретом Лассаля.
Столичным опытом воспользовались большевики Костромы. К первой годовщине Советской власти они реконструировали свой открыточный памятник Ивану Сусанину: на его пьедестал поставили деревянный обелиск, обтянутый кумачом и увенчанный красным флагом. На четырех сторонах обелиска укрепили огромные портреты: Маркса, Ленина, Бебеля и… Лассаля.
В начале 1920-х улицы имени "правильных" немцев (Лассаля, Бебеля, Цеткин, Либкнехта…) в советской стране не поддавались исчислению. Лишь после смерти Вождя их слегка затмили улицы, проспекты и площади Ленина. Почтальоны сходили с ума, горожане зверели. Что там говорить, если "лассализации" подверглась даже знаменитейшая Дерибасовская, главная улица Одессы.
"… Как вам это нравится? Большинство одесситов понятия не имело, кто такой этот Лассаль. Правда, дотошные горожане, заглянув в энциклопедию Брокгауза-Эфрона, выяснили: Лассаль боролся за права немецких рабочих, писал не только прокламации, но и стихи; стрелялся из-за женщины на дуэли и был убит. К тому же он - из еврейской семьи, но принял христианство. Впрочем, это не так важно. Интересно другое: Фердинанд Лассаль прекрасно ладил с Отто фон Бисмарком - "железным" канцлером Германской империи, врагом не только России, но и немецких рабочих." (И. Михайлов, "Писатель с душой одессита" //Порто-Франко (Одесса) 08.04.2016)
Но ближе к концу 1930-х политика партии изменилась и Лассаля одним пинком вышвырнули из коммунистического пантеона как носителя чуждой социал-демократической идеологии. Как-то внезапно и вдруг вспомнилось, что взгляды Лассаля критиковались классиками марксизма-ленинизма как мелкобуржуазные. Что, хотя Лассаль и считал себя соратником Маркса, между ними существовали идеологические расхождения и личные трения. А Энгельс, тот и вовсе обвинял Лассаля за то, что тот ""завел такие интриги с родственным ему по характеру Бисмарком, что это неизбежно должно было привести к фактической измене движению, если бы он, на свое счастье, не был вовремя застрелен".
По всей стране пошли возвраты. Одним из первых пример подал Ленинград. В 1938-м гранитного немецкого философа с Невского убрали (ныне хранится в Музее городской скульптуры). В 1940-м улица Лассаля стала улицей Бродского, а площадь Лассаля сделалась площадью Искусств. А вот про еще одну улицу Лассаля – в пригородном Лигово – позабыли: под таким именем она просуществовала до 1964 года, после чего вошла в застройку улицы Добровольцев. В наши дни улицы Лассаля в окрестностях Петербурга еще сохранились в Павловске и Сергиево.
В 1957 году в сквере на площади Искусств наконец-то поставили памятник Пушкину, обещанный еще до войны. Такая вот ирония судьбы: автор памятника Михаил Аникушин был учеником Синайского, кто ваял деревянного и гранитного Лассаля, чья жизнь также, как и у Пушкина, трагически оборвалась на дуэли из-за дамы.