Тот, кто победит в Заневском поселении, возглавит Всеволожский район. Внутри него есть округ №1. Там всех ждет Кондратьев, а по кандидату уже проехала машина.
Судьба Всеволожского района на этих выборах решается на округе №1 Заневского городского поселения. Здесь баллотируются два кандидата: действующий глава совета депутатов Вячеслав Кондратьев и глава Колтушей Эдуард Чирко. У обоих есть амбиции, но избирательная система так устроена, что победить могут тоже оба. Идут они по одному пятимандатному округу.
Жителей с билбордов встречает Кондратьев. В качестве главы поселения и района приглашает на праздник. Какой, когда и что празднуют – разглядеть не успеешь, да и дело не в этом. Изящный способ обойти запрет на агитацию в день голосования.
Сразу с утра у наблюдателей зазвучал адрес в посёлке Янино-1. В школе на улице с красивейшим названием – Тюльпанов - на участке №1012 происходило нечто. Журналист 47news, оперативно оказавшись там, сразу попал в водоворот политических будней.
Кандидаты и их наблюдатели хором заявляли, что сюда массово идут граждане без местной регистрации. Направляются к столику №3, там их консультируют и отправляют записываться в специальный журнал. По нюансам выборного законодательства выходит, что проверить, так ли это, никто не может.
- Идёте в отделение полиции, пишете заявление, приводите с собой гражданина, там перепроверяют его регистрацию, - с улыбкой пересказал правильный путь сотрудник ДПС, охранявший покой граждан.
Кстати, ремарка. Сюда запрещали проносить любые сомнительные вещи, вплоть до сигарет и зажигалок. Их нужно было выложить на стол, забрать разрешалось на выходе. С водой – то же самое. Видимо, ждали провокаций.
- Коляску с ребенком нельзя, возьмите на руки, - строго отнесся представитель порядка к бабушке, желающей зайти с внучкой.
- Так она спит, - не стала особо спорить она, оставив девочку с мамой.
Вот в таком оазисе спокойствия тем более было странно слышать, как могут голосовать граждане без регистрации. Когда я задала этот вопрос председателю УИКа Юлии Беляковой, её словно подменили. Если до этого сидела тихо, она начала злиться.
- Вы не зарегистрированы как СМИ, - гневно сообщила она.
- Так я же вам только что предложила свои документы.
- Нам некогда, полиция!
Вот в таком духе разговор привёл к тому, что действительно подошли полицейские. Тот, что помоложе и пониже званием, чуть было не начал нервничать, а тот, что постарше и с двумя звёздочками, лишь мирно сфотографировал аккредитацию.
- Я всё равно не хочу ничего комментировать, - отсекла Белякова.
Как всё это происходит, стало понятно буквально через пару минут. На улице возле забора школы медленно шел молодой человек. Таких обычно называют "специальный контингент", хотя мы, конечно, никого не хотим обидеть. Махал календариком, в нём – пять фамилий. Это известный тип подкупа, когда гражданам выдают фамилии, за кого голосовать, они ставят галочки в бюллетенях, затем им выдают немножко.
- Скажите, что это? – переспросила я, понимая, что вкратце "это" точно можно назвать журналистской удачей.
- За них нужно проголосовать.
- Кто сказал за них проголосовать? И сколько обещали?
- Не знаю, - убежал паренёк.
Дальше я следила за ним по пятам и ткнула сидящим на участке наблюдателям, мол, наблюдайте внимательней.
- Да тут у нас целый день такое, - махнули те на меня рукой, показав, что тот же календарик был зафиксирован неоднократно.
Парня, тем временем, ждало разочарование. Видимо, слишком было пристальное внимание, потому что его развернули – отправили на другой округ. Там его перекидывали от одного стола к другому, затем он кому-то звонил по телефону и минут на десять застрял в кабинке для голосования. Надеемся, мы не лишили его пары тысяч.
Один из кандидатов, Максим Ларионов, тем временем, попал в неприятную ситуацию. С его слов, он мирно курил, видя, как отъезжает машина с урной для надомного голосования. Переходил дорогу, а автомобиль на него наехал. Продемонстрировал журналисту ушибы на руках. Результат – полиция забрала его в отделение, по всей видимости, углядев, что это наоборот он кидался на машину, пытаясь не дать уехать членам комиссии.
- Наконец-то его забрали, заколебал, - перешептывались между собой полицейские.
Интересное было замечено на участке №197 в КДЦ "Заневский". Здесь в прямом смысле слова толпились наблюдатели. Комиссия вела себя предельно культурно, а почему у них так много людей, толком объяснить не могла. Один из кандидатов высказал предположение: к этому участку относится военный городок, и избиратели, даже если они женщины, – бывшие или нынешние военнослужащие. Объяснение было не самым понятным, но другого не было.
В какой-то момент раздался шум в кабинке. Это развалился столик, где ставят галочки. Секретарь комиссии стремительно подбежала, успокоив граждан словами "мы сейчас всё починим". Толпа навострилась. Если всё это действительно были военные, то очень пугливые.
Наблюдатели тем временем в один голос утверждали, что видят одни и те же лица на участках, то есть фиксируют "карусели". Но доказать это каким-то иным способом, кроме своих ощущений, не смогли.
Участок №198 мог бы быть признан самым петербургским, если бы дело не происходило в деревне Заневка. Комиссия восседает прямо в библиотеке, в окружении томов книг. На них важно смотрит Пушкин, остальные расставлены по полочкам. В первой половине дня субботы явка уже была 13%.
Еще три участка, в школе на Берёзовой в Кудрово и в школе в Янино, как ни странно, ничем примечательным не отметились.
Под конец дня 47news поинтересовался у одного из действующих игроков, не слишком ли сильно выпячивается его конкурент, и не означает ли это, что лично он заранее сдался.
- Очевидно, полиция не за вас, календарики не за вас.
- То, что вы видите, совершенно не означает, что именно так видят граждане.
Насчет того, кто и что видит, в целом он прав. Ведь в двухдневном голосовании важно и то, как и где будут храниться бюллетени в течение ночи.