Вице-премьер Патрушев пообещал разобраться с теми регионами, где буксует реформа по обращению с отходами. 47news оценил, как она завязла в городе и области.  

На сессии Российского экологического форума (проходил с 7 по 9 октября) вице-премьер Дмитрий Патрушев подвел промежуточные итоги мусорной реформы, стартовавшей пять лет назад. В частности, сказал, есть регионы, где реформа откровенно буксует. "В штабном режиме на уровне всей страны разбираемся с положением дел в субъектах", - сообщил Патрушев, но не назвал отстающих.

Согласно показателям нацпроекта, к 2024 году на сортировку должно уходить не менее 36% бытового мусора вместо 19% в 2019-м. К 2030-му планируется сортировать 100% и вдвое снизить количество отходов, направляемых на полигоны.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализация мусорной реформы с самого начала врезалась в трудности. Так, в городе ее старт сначала отложили в надежде подготовиться и создать необходимые мощности. Но родилась проблема – в Петербурге по закону нельзя создавать полигоны для хранения так называемых "хвостов" (отходы, которые нельзя переработать, на сегодняшний день большая часть ТКО). Следовательно, мусороперерабатывающие заводы нужно строить в Ленобласти, и в этой части - без вариантов.

В Петербурге работает регоператор НЭО. В учредителях город, область и призванный на помощь монументальный "Интер РАО" (до недавнего времени его возглавлял Борис Ковальчук). Участвовал банк "ВТБ", но вышел из проекта. В Ленобласти - регоператор УКООЛО, на 25% принадлежит правительству региона. Отношения между операторами сложно назвать добрососедскими.

Идея создания заводов сразу вызвала категорическое неприятие жителей тех поселений, где планировалось даже просто изучить возможность размещения. Граждане отбивались отчаянно. При этом даже ярые активисты признают необходимость реформы, но "не в моем дворе", а лучше в "Магадане".

В России созданы 184 регоператора, через них ежегодно проходит около 50 млн тонн отходов. За прошедшие годы построено 250 объектов для обработки, утилизации и хранения, сообщил на форуме Патрушев. Он также напомнил, что задачи отрасли отражены в указе Владимира Путина о национальных целях развития.

В ломоносовских Оржицах жители трубили о заражении Петергофских фонтанов и посылали ходоков к президенту. В Выборгском районе активисты завалили суды и приемную Бастрыкина заявлениями о надвигающемся апокалипсисе и отравлении грунтовых вод всего Карельского перешейка впридачу с Финским заливом. Во всеволожской Дубровке так встали на дыбы, что карьер под завод был признан водным объектом. Попытки найти альтерантивное место, например, в Тосненском районе, тоже натыкаются на сопротивление.     

При этом финансы на строительство предприятий у регоператоров есть. Благо, в учредителях власти города, области и сильные компании. Для понимания, стоимость заводов варьируется от 5 до 12 миллиардов. Наличие возможностей добавляет некую абсурдность.  

Патрушев отметил, что правительства субъектов РФ с недостаточными темпами реализации реформы должны активно включаться в работу.

Власти Ленобласти реагируют на протесты нервно. И понятно почему: внутриполитическая стабильность в регионе – один из важных показателей для руководства страны. Да и правительству региона вряд ли по душе выглядеть в глазах жителей "иродом". К тому же, каждый год проходят те или иные выборы, злить электорат не рекомендуется. В то же время, содействовать надо, такова установка президента. В результате, во взаимоотношениях города и области сложился целый каскад фигур высшего пилотажа – во время исполнения партнеры друг другу улыбаются, но отстаивают свои интересы.

В случае с Петербургом еще занимательнее. Субъективно, аппаратный вес "Интер РАО" не сильно помог НЭО в коммуникации со Смольным. По идее, городские чиновники должны отстаивать интересы своего регоператора, но складывается ощущение, что интереса недостаточно. Тем не менее, введены в эксплуатацию две очереди завода на Волхонке. Но там только сортировка, везти "хвосты" приходится на полигоны Ленобласти.

Они давно переполнены - из 1,6 млн тонн городского мусора 1 млн принимает на себя "Новый Свет" под Гатчиной. Срок его эксплуатации продлевается из года в год, это вынужденная мера, везти больше некуда. Еще 600 тысяч берет на себя полигон "Эко Плант" в Тосненском районе. Такая диспозиция породила "вилку" - жители недовольны, но альтернативы нет.

Областному оператору полегче - не в последнюю очередь из-за поддержки правительства региона. Закончено строительство мусороперерабатывающего завода в Кингисеппе, но в эксплуатацию он ещё не введен (через "зеленые облигации" участвовал Российский экологический оператор). В планах - строительство аналогичного во Всеволожском районе (Рахья). Проект на стадии подачи в экспертизу, то есть до реализации далеко. 

За пять лет в России в отрасль инвестировано 170 млрд рублей. При поддержке Российского экологического оператора на проекты регоператоров выделено 40 млрд.

Стоит особо отметить - при всей риторике властей о желании поскорее достичь результатов мусорной реформы, конкретные ведомства следуют формальной логике.

"Никто и пальцем не пошевелит, чтобы ускориться и хоть на день раньше выдать документы", - говорит один из участников рынка.

Так, например, завод НЭО в "Островском" подвис в Главэкспертизе. Завод УКООЛО в Кингисеппе сначала получал одобрение корректировки проекта, а теперь ждет финальных согласований от Росприроднадзора и Ростехнадзора. Завод на Волхонке длительное время существовал в пограничном состоянии - были ограничения Росавиации к нахождению в одной из зон аэропорта Пулково. А Федеральное агентство водных ресурсов признало карьер Дубровка водным объектом, фактически заблокировав строительство.

Есть и частные проблемы, влияющие на жизнедеятельность регоператоров. Так, например, рост стоимости запчастей и зарплат, нехватка рабочих рук и разногласия с властями о том, кто должен содержать контейнерные площадки (сейчас обязанность на муниципалах). Двадцатикратное увеличение пошлин в судах тоже чувствительно - счет на иски к физлицам идет на тысячи. На круг, все это бьет по бизнес-процессам.

Что касается успехов в обработке, то у обоих операторов очень неплохой результат - около 80%. Правда, в абсолютных цифрах успех менее впечатляющий. Например, судя по терсхеме на 2025 год, из 1,6 млн тонн городского мусора планируется извлечь 172 тонны тысяч полезных фракций. С другой стороны, на так называемые "вторичные материальные ресурсы" (картон, банки, бумагу, пластик, пленку, ПЭТ и стекло) приходится в среднем 15% отходов. Большая часть - пищевые отходы.

Здесь важно отметить - "сортировка" не равно "переработка". Это отдельный бизнес со своими особенностями (хотя регоператоры тоже стараются его освоить). По словам участников рынка, пока условия не способствуют развитию этого направления. Обновленные недавно правила ответственности производителей товара и упаковки (РОП) не дают понимания, как деньги, заложенные в утильсбор, будут доходить до инвесторов, желающих вложиться в переработку. Тем не менее, утильсбор "сидит" в цене каждого товара, а значит - отражается на кошельках граждан.

Еще одно направление переработки - производство rdf-топлива и технического грунта. "Ни тот, ни другой продукт рынку сейчас особо не нужен. Потенциальным потребителям rdf - производствам цемента - дешевле использовать газ. А грунт не берут дорожники, в части смет они настроены консервативно. В общем, пока государство не обяжет, покупателя не будет", - говорит один из специалистов.

При всех проблемах, руководители региональных операторов настроены довольно оптимистично (впрочем, такая работа). По словам гендиректора УКООЛО Антона Бучнева, мусорная реформа ставила несколько целей.

"Во-первых, сделать прозрачными все потоки, откуда поступает, какой объем, кто везет и куда. В Ленобласти задача выполнена. Почти 100% потребителей услуги заключили договоры, перевозчики понятны, объем тоже. Во-вторых, строительство контейнерных площадок, ими годами не занимались. Построили несколько тысяч. То же самое с баками: в 2019-го приобретено 35 тысяч на 600 млн. Хотя из тарифа компенсирована лишь половина", - рассказал он.

По словам собеседника, внедрен раздельный сбор - проблема частично решается. Что касается обработки, а не складирования на полигоны, то построен завод в Кингисеппе, второй планируется в Рахье. "Это основная задача", - говорит Бучнев. А в сфере переработки до значимых результатов еще далеко, полагает собеседник.

По словам гендиректора НЭО Екатерины Горшковой, при подведении промежуточных итогов необходимо учитывать, что городской регоператор работает пока не пять лет, а три года.

"Мы наладили своевременный вывоз отходов - работа зримая и видная горожанам каждый день. Введен в строй самый современный комплекс по обработке ТКО на Волхонском шоссе, преодолены все трудности. Ведется тщательная и кропотливая подготовка к реализации еще нескольких проектов в сфере обработки. Идет ежедневная работа по взаимодействию со смежниками, например, муниципалитетами и городскими службами. Препятствий много, но непреодолимых нет. Цель понятная - развивать инфраструктуру и строить новые предприятия по переработке", - говорит собеседница.

Несмотря на позитивный настрой, из заявлений топ-менеджеров не ясно, когда два регоператора, скажем так, подружатся ради продвижения реформы. Пока виден лишь правильный капиталистический настрой. Справедливости ради - из заявлений властей тоже не понятно, когда за дело возьмутся сообща.