Его снимок считается классикой, он сумел вплотную снять рукопашный бой, а его "лейка" воспета.
Эта фотография - из домашнего архива писателя и журналиста Константина Симонова (1915-1979). На снимке, сделанном в июле 1941 в лесу под Могилёвом, где временно располагалась редакция газеты "Красноармейская правда", запечатлены военные корреспонденты Алексей Сурков, Оскар Курганов, сам Симонов, Евгений Кригер и Павел Трошкин. Первые четверо выживут, после войны станут известными сценаристами, поэтами, общественными деятелями и лауреатами, а пятый погибнет в октябре 1944-го на территории уже освобожденной Западной Украины.
Павел Трошкин родился в 1909 году в Симферополе в семье типографского рабочего. После революции семья переехала в Москву. В столице Павел закончил школу и возрасте 16 лет, по рекомендации отца, поступил на работу в типографию "Известий". Отсюда его, как активного комсомольца, перевели сотрудником в отдел фотографии и в 1936-м он стал специальным фотокорреспондентом второй по после "Правды" советской газеты. В том же году в "Известиях" публикуется одна из его первых, получивших всесоюзную известность фоторабот: не традиционный, канонический, а неожиданно человеческий портрет Ивана Папанина на Красной площади.
Его боевое крещение состоялось летом 1939-го, когда редакция командировала для освещения боевых действий в Монголии против Японии. Здесь Трошкин получил свою первую награду, причем иностранную: главнокомандующий Монгольской народно-революционной армии маршал Чайболсан лично наградил его высшим орденом государства. К ордену прилагался поистине бесценный подарок - фотокамера "Лейка". Этот аппарат, производства немецкой компании Leica Camera AG, пользовался огромной популярностью у советских фотографов, но доступен был далеко не каждому.
Возвратившись, Трошкин отправляется на очередную войну, теперь советско-финскую. На свою "лейку" он сделает ряд ярких репортажных снимков и будет награжден медалью "За отвагу". 22 июня 1941 года его, уже в звании майора, отправляют на передовую.
Воспоминает журналист Евгений Кригер (1906-1983): "Утро 22 июня сорок первого. Нас вызвали в кабинет редактора "Известий". Обычно корректный он разговаривал тут с необычайной армейской суровостью: "Павлу Трошкину, Евгению Кригеру – на Западный! Писателям … – на Украину! … (ист. - oborona.museum-online.moscow)
В первую же командировку Симонов и Трошкин оказались свидетелями не только сокрушительного провала фронта, но и одного из первых наших, наряду с Брестской крепостью, успешных сопротивлений.
Вспоминает Константин Симонов: "… Когда подошли к танкам, то Трошкин из одного немецкий флаг и, заставив красноармейцев залезть на танк, снимал их … вообще окончательно обнаглел. Немцы не стреляли". (ист. – К. Симонов, "Сто суток войны", М., Вече, 2016)
Сделанный в непосредственной близости от врага снимок Трошкина с 13 подбитыми немецкими Т-III 20 июля был опубликован в "Известиях" вместе с очерком Симонова. А 20 лет спустя увидит свет первая часть знаменитой художественной трилогии Константина Симонова "Живые и мертвые", в которой, в частности, будет фигурировать персонаж фотокорреспондента "Известий" Мишки Вайнштейна. Это - собирательный образ двух боевых друзей автора: фотокорреспондента "Красной звезды" Михаила Бернштейн, погибшего в 1942 году в Барвенковском котле, и фотокора "Известий" Павла Трошкина, с кем Симонов совершил вылазку к подбитым танкам.
О Павле Трошкине вспоминает фронтовой шофер "Известий" Михаил Панков: "Не было случая, чтобы он забыл о шофере, садясь за солдатский котелок". Дневник писателя", М., "Художественная литература", 1982).
Фотокор Трошкин снимал бои под Москвой, Сталинградскую битву, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Одессы и Севастополя, Крыма. В Сталинграде ему, одному из немногих военных фотографов, удалось снять реальный уличный рукопашный бой.
Цитата из наградного листа о представлении Трошкина к ордену Отечественной войны I степени (сентябрь 1944 года): "… Ему принадлежат лучшие фотоснимки г. Киева в дни, когда войска 1-го Украинского фронта освобождали Киев <…> Целый ряд снимков на 1-м Украинском фронте сделан тов. Трошкиным непосредственно в боях, где фотокорреспондент находился с передовыми отрядами (в городах Житомир, Бердичев) …".
Текст "Песенки военных корреспондентов" Симонов сочинил в 1943 году, в кабине виллиса, когда по заданию редакции двое суток добирался из Краснодара в Ростов и положил на незатейливый мотив … блатной "Мурки".
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли,
С "лейкой" и с блокнотом,
А то и с пулеметом …
Вскоре композитор Блантер написал для нее оригинальную музыку. В таком виде песня сделалась настоящим хитом, вот только советская цензура выбросила из нее целый куплет: "Помянуть нам впору, мёртвых репортеров. Стал могилой Киев им и Крым".
Но Павлу Трошкину услышать эту песню не доведется, он погиб 80 лет назад, 19 октября 1944 года недалеко от города Станислав (ныне - Ивано-Франковск, Украина). Получив очередное редакционное задание, Трошкин возвращался на фронт по проселочной лесной дороге. Трошкин ехал в своей редакционной "Эмке" с водителем, позади следовала еще одна легковушка. Обе машины попали в засаду, устроенную бандеровцами. Павла Артемьевича Трошкина похоронили во Львове.