Нестандартно закончилась встреча глав двух регионов и надзора, посвященная многострадальной теме - размещению в Ленобласти мусоропереработки Петербурга. Рассказываем, почему быстрых итогов ждать не стоит.

В правительстве Ленобласти 18 октября прошла встреча губернатора 47-го региона Александра Дрозденко и губернатора Петербурга Александра Беглова. Предмет встречи - строительство мусороперерабатывающих заводов городским регоператором НЭО в Ленобласти. По итогам принято решение не выдавать информацию в открытый доступ. В неофицальных разговорах 47news с чиновниками звучали расплывчатые фразы: "задачи поставлены, будем выполнять, а пока не о чем говорить", "все в рабочем порядке, но установки на разговоры о содержании строгие", "сказано: ничего не говорить".

Тем не менее, релиз с общими словами о необходимости сотрудничать, без подробностей, выдала прокуратура Ленобласти. Как судачат в правительстве, она и была инициатором мероприятия. К тому же в обсуждении участвовали областной прокурор Сергей Жуковский и городской Виктор Мельник.

Помимо них, по данным 47news, присутствовал вице-губернатор города Алексей Корабельников, вице-губернатор Ленобласти Михаил Ильин, а также председатели профильных комитетов Ленобласти и Петербурга - Анастасия Кузнецова и Александр Герман.

По словам участников, первым выступил Беглов, за ним Дрозденко. Естественно, звучали слова о добрососедстве, желании решить проблему и сплоченной работе. Правительство Ленобласти оформило в Телеграме пару строк: "Вышли на командную работу, объективные, взвешенные и реализуемые решения".

Выступили Кузнецова, Герман и гендиректор "НЭО" Екатерина Горшкова. Ничего нового не прозвучало, проблематика описана сотни раз. Генеральная препона - в местах размещения мусороперерабатывающих заводов.

Петербург образует 1,6 млн тонн отходов в год. Миллион из них едет на полигон "Новый Свет" под Гатчиной. Сроки эксплуатации неоднократно продлевались, но иного выхода нет - возить некуда. Еще 600 тысяч уйдет на полигон "Эко-Плант" в Тосненском районе.  Кстати, 18 октября закончилось общественное обсуждение терсхемы по обращению с отходами, где названы эти цифры. Впрочем, не факт, что схему примут в таком варианте.

Любое упоминание возможных мест размещения заводов по обработке мусора порождает социальное негодование. Граждане не против переработки, но только не у себя под боком. Так было с выборгским карьером "Островский", всеволожским карьером "Дубровка" и с окрестностями ломоносовского поселка Оржицы. Последние два практически отпали из-за протестов и признании "Дубровки" водным объектом. В "Островском" НЭО немного погасил протест, но теперь мучительно продирается через Главгосэкспертизу (к вопросу о взаимодействии госорганов). К слову, представители этого ведомства тоже были на встрече. Как и глава Росприроднадзора по Северо-Западу Михаил Козьминых. Его ведомство надзирает за полигонами и отвечает за разрешение на ввод в эксплуатацию предприятий по обращению с отходами. Впрочем, до этого еще очень далеко.

Хотя один уже построен регоператором Ленобласти "УКООЛО", он ждет ввода в эксплуатацию и рассчитан на прием отходов из восьми районов Ленобласти. Еще момент: как говорят, областной завод не прочь принимать и мусор из города (для экономики предприятия выгодно). Но в таком случае значительно вырастут транспортные расходы НЭО, а значит, вырастет тариф для петербуржцев. Для города вариант неприемлем и по другой причине - если не будет собственной инфраструктуры, Ленобласть сможет диктовать условия, а Петербург станет тотально зависим от соседа. Здесь напомним, УКООЛО собирается строить еще один завод во Всеволожском районе (Рахья), идеальном с точки зрения логистики вывоза из Петербурга.

Весь этот "тяни-толкай" заставляет искать новые сценарии. Например, под изыскания рассматривалась площадка в Любанском поселении Тосненского района. Земля федеральная (ДОСААФ), формально Ленобласть к ней отношения не имеет. Но местным жителям такие нюансы малоинтересны, реакция от граждан последовала незамедлительная и малоприятная для чиновников.

Буквально неделю назад вице-премьер Дмитрий Патрушев подвел пятилетние итоги мусорной реформы. К отстающим регионам обещал внимательно присмотреться. На вопрос, не этим ли обусловлено проведение столь представительной встречи, чиновники отвечали: "Нет-нет, что вы, все в рабочем порядке". Верилось с трудом.

Если подытожить, то у Ленобласти вилка: помогать городу надо, реализация мусорной реформы в канве поручений Владимира Путина. Но любое упоминание о планах на строительство вызывает крайне негативную реакцию электората. К тому же, экоповестка пока еще тот вариант выражения протеста, к которому у федерального центра нет претензий. У города ситуация не краше - кроме полигонов, мусор везти некуда, свой завод на Волхонке хоть и современный, но, по закону, не может оставлять у себя несортируемые "хвосты". А безуспешные попытки наладить обработку у соседа несут репутационный урон властям города.

Собственно, эти факторы и могли быть причиной режима тишины, в котором чиновники попытались провести масштабное совещание (как минимум, наивно). Выходом из этого круга могла бы стать системная и планомерная работа с населением. Но последние годы, кроме спорадических заявлений о крепчайшей дружбе Петербурга и Ленобласти, ничего не звучало.