Еще во время пандемии из России ушло экспериментальное судно необычной конструкции. Какие опасности чуть не погубили участников кругосветной экспедиции, рассказал 47news один из них.

В Россию вернулись двое, совершивших за три года кругосветное путешествие по всем океанам планеты. Это сибиряки Евгений Ковалевский и Станислав Березкин. Экспедиция прошла в рамках международного проекта "По пути русских кругосветных мореплавателей", посвященного 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Старт был 1 июля 2021-го, в Россию вернулись летом 2024-го. Сейчас идут к Кронштадту, откуда уходили. Пройдено 32 страны, 35 тысяч морских миль (65 тысяч километров). Дважды они тонули в океане.

видео телеграм-канала "Russian Ocean Way. Кругосветная экспедиция" /t.me/russianoceanway

- Какие самые опасные ситуации возникали за эти три года? Даже для вас, человека с огромным опытом, - спросил 47news у Ковалевского, понимая, что если разбирать хронологически, получится увесистая книга.

- Во-первых, мы стартовали на надувном парусном тримаране. Судно экспериментальное и до сих пор не в той кондиции, чтобы пересекать океаны. Не отработаны узлы, материалы, баллоны. Не выдерживает сварка алюминиевых конструкций, они подвержены малоцикловой "усталости". В итоге опасные ситуации начали возникать, еще когда мы шли по Балтийскому морю, а затем через Северное в Атлантику. Балтика хоть и близко к России, но это не значит, что там легче. Например, лопается несколько труб одновременно, и мы не понимаем, как быть. У нас нет каюты, трюма, нет ничего. По сути, это плот. Бывало, и в ночи вынуждены были что-то городить.

фото телеграм-канала "Russian Ocean Way. Кругосветная экспедиция" /t.me/russianoceanway

Ковалевский из города Томска совершил более ста походов и экстремальных путешествий в СССР, России, Гималаях, мировом океане. Чемпион России по парусному и водному туризму, мастер спорта по спортивному туризму. Первый зампредседателя Томского отделения Российского географического общества, профессор, кандидат технических наук. На его счету первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном катамаране (2006-2013), звание "выдающийся путешественник России".

- Как выглядел ремонт в таких условиях?

- Ну например, Станислав лежал лицом на баллоне вниз, пытался что-то делать. Я его держал за ноги, а волна такая, …это было очень сложно. Он мог выпасть за борт, вода холодная, несмотря на июль. Было непросто. Ситуация произошла и когда мы пересекали Атлантику. Декабрь 2021-го, нас было трое в экипаже.

Капитан судна Березкин из Новосибирска. Чемпион России и Сибирского федерального округа по парусному туризму, мастер спорта по спортивному туризму, член Русского географического общества. На определенные отрезки экспедиции к Станиславу и Евгению присоединялись те, кто мог оказать экспедиции финансовую помощь.

фото телеграм-канала "Russian Ocean Way. Кругосветная экспедиция" /t.me/russianoceanway

- С нами шел москвич Роман. Стас увидел, что лопнуло основание мачты. Начала крениться, повисла на вантах. А стоит она прямо на коньке из труб. Вокруг палатка, мы спим под мачтой. Если она падает, то нас раздавливает. Конструкция тяжелая, 10 метров высотой. Паруса, естественно, ставить не могли. Моторчик у нас есть, но бензина мы не можем брать много, только на заходы и выходы из портов.

- Была спасательная операция?

- Середина Атлантики, в зоне переменных ветров, не могли пробиться. Паруса ставить не можем, и нас безконтрольно несло куда попало. Наш береговой штаб связался с посольством России в Бразилии. Бразильцы подключили свой военно-морской флот и спасательные службы. У них патрульный корабль неподалеку находился. Через два дня нам доставили 60 литров бензина. На нем и выбрались. В феврале-марте шли вдоль Бразилии на юг. Встречные ветра очень сильные, жгли бензин, потому что против ветра нельзя было использовать паруса. И за сутки проходили всего 1 милю, при этом в нормальных условиях могли пройти и 120 миль.

- Мыс Горн – очень знаковое и опасное место для моряков. Как прошли?

- Когда шли каналом Бигль, вместо попутного ветра по прогнозу, оказался встречный. 30 узлов, это примерно 60 километров в час, с порывами до 50, то есть примерно 100 километров в час. Там, где можно пройти за день, шли пять. Начала кончаться вода и бензин. А мы ведь только на двигателе пробивали встречный ветер. Очень тяжело было. В конце концов поняли, что завтра у нас уже воды не будет. И Станислав по карте увидел остров, а там река. Говорит, давай хотя бы туда попробуем выброситься. Справа неприступные скалы Аргентины, а слева острова чилийские. И такой ветер, вокруг ни одного судна. Лишь случайно мимо проходила какая-то французская яхта. По рации попросили дотащить в аргентинский город Ушуая. Ответил, не может, сам с трудом идет. Бензина попросили, говорит, у него нет. Попросили передать морякам в Ушуае, что долго не протянем. В итоге выбросились на остров и там случайно увидели домик, а в нем чилийский парнишка-пограничник. Попросили у него бензина и воды. Он связался с начальством Пуэрто-Вильямс, там ВМФ Чили, и нам прислали бензин, а пограничник дал воды. За двое суток дошли до Ушуаи. Мы обошли Южную Америку, чего на надувных судах не делал никто. По сути, это новый вид мореплавания - пересечение океанов на надувных судах.

- Но тримаран вы все же потеряли?

- Да, дальше случилась трагедия. От Чили пошли пересекать Тихий океан. Неделя попутного ветра, думали, скоро придем на остров Пасхи. И хорошо шли, но вдруг начались циклоны и шторма. Начало разламывать рулевое устройство. В конце концов, его разорвало в клочья, а там 5-миллиметровая нержавеющая сталь. Потеряли управление, нас понесло в Антарктиду. В этот момент наш начальник берегового штаба Юлия Калюжная ждала нас на острове Пасхи, прилетела, чтобы снимать для сериала "История реальной кругосветки" про нашу экспедицию. Мы объявляем сигнал SOS, звоним по спутнику Юле. Ей помог Алехандро - директор отеля, где остановилась. Спросил, что случилось. А у нее глаза круглые от ужаса. Объяснила на пальцах, что гибнет российская лодка. Он ее в машину, помчались в ВМФ. Как оказалось, он сам 25 лет служил в морском флоте, чилийском, и хорошо знает всех.

- Сработало?

- За нам послали большое судно, которое было ближе всех, - панамский сухогруз. Ночью дошел до нас. Пятиметровые волны огромные, очень страшно. Спасательную шлюпку у них не получилось спустить, она сильно билась о борт. В итоге бросили нам веревочную лестницу с восьмиметрового борта, мы стали на нее прыгать. С нами на этом участке был бразилец и его маленькая собачка, он ее за пазуху сунул и спас. Примерно через час мы перебрались с великим трудом, а тримаран со всем имуществом, оборудованием и снаряжением ушёл в океан. Сначала его подцепили, но на волнах оторвало. Капитан сказал, что не может рисковать людьми. Спускаться вниз снова по веревочной лестнице, пытаться перелезть на тримаран он нам запретил.

- И как дальше?

- Нас эвакуировали на остров Пасхи. Юля нашла там надувной катамаран, который хранился в гараже уже лет восемь. Это судно принадлежало новосибирскому путешественнику Дмитрию Трубицыну. Мы позвонили: "Дима, можешь дать нам катамаран, чтобы мы пересекли на нем Тихий океан?" Он говорит - "забирайте". Отремонтировали и пошли пересекать.

- А первый тримаран откуда и во сколько он обошелся?

- Заказали, экспериментальный, за наши собранные деньги, был сделан конструктором из Новосибирска. Три миллиона стоил, но в процессе постоянных ремонтов в портах по пути стоимость достигла 10-12 млн. В Буэнос-Айресе за 4 месяца полностью реконструировали, заменили элементы на нержавеющую сталь. Каждый ремонт - 1,5−2 миллиона. Сначала в Испании, два месяца в Бразилии, два – в Кабо-Верде. Вот так нас подставил конструктор, который заявил, что ни одного ремонта не будет, и пройдем всю кругосветку без единой поломки. На самом деле, ломался почти каждый день. Я считаю, что это подстава очень серьезная.

- В чем основная причина?

- Неправильный расчет прочности, подбор узлов и ферменных конструкций - принципиальные ошибки.

- Неужели таких судов до этого никто не строил?

- Уникальность в том, что оно надувное-разборное. Люди не ходят через океаны на таких. Это единичный переход, проба, тест.

- А сколько всего потрачено на экспедицию? Это деньги спонсоров или Русского географического общества?

- Примерно, эту экспедицию можно оценить в 50 миллионов. Мы очень долго искали средства, Станислав несколько лет, потом объединились, вот мы с Юлей из Томского отделения Русского географического общества, оно вкладывалось своими человеческими ресурсами. Финансирования у региональных отделений РГО нет. Поэтому подавали на гранты, но долго не выигрывали. Потом подали на "Народную дипломатию" в президентский фонд и в двадцатом году выиграли первый такой — на встречи с иностранным населением, интервью, просветительскую деятельность, рассказы про наших мореплавателей. Везде, где останавливались, проводили встречи, лекции. Как выяснилось, многие ничего толком о нас не знают.

- Вернемся на катамаран? Остановились на Тихом океане.

- Достичь Австралии было непросто, ломались рули, пробивались баллоны. Хотя терпимо. Но в Коралловом море за 400 миль до Австралии начались нападения акул куки-каттеров. Они атакуют даже китов. Ночью я был на вахте, увидел, что корма левого баллона сдута, стало ясно, что пробита.

Куки-каттер - небольшая рыба, в длину она не достигает и полуметра, но нападает на всё, даже на подводные лодки.

- Мы понимали уже, что куки-каттеры, это их ареал, обитают в зоне экватора. Предполагали, здесь могут быть нападения. У нас дублированное дно, только конструктор допустил ошибку и сделал его из тонкого материала. Стало быть, дело плохо. Пытались отремонтировать, Станислав провел полтора часа за бортом, пытаясь эту дыру как-то заделать, а вода холодная, тяжело и опасно - волнение на воде, можно было разбить голову.

- Эти акулы совсем небольшие, как они могли прогрызть баллоны?

- Очень острые зубы, расположение рта кругообразное. Когда разгоняются, то впиваются в жертву губами, работают как присоски. Все в движении, в динамике, бьет зубами и пробивает толстую кожу кита, дельфина или тюленя. Выгрызает небольшой кусок, в диаметре сантиметров пять, и уходит. Ее называют самой хищной рыбой океана. Поэтому дело не в размере, а в их нацеленности на охоту.

- Вы говорите, Станислав провел полтора часа в воде за бортом. А он не боялся, что нападут?

- За три года много раз купались в океане, я лично не боюсь. Стас тоже. Они нападают не на человека, а на кита. А мы не кит. За него акула принимает катамаран.

- Чем закончился ремонт?

- Худо-бедно сделали, но пришли к выводу: если будет ещё нападение, они обычно по ночам охотятся, и пробьют правый баллон, то будем подавать сигнал бедствия. Левый баллон уже практически не работал, там 4 секции, но переборки прохудились, и воздух пошел в отверстие. И рулевое перо закреплено на этом баллоне. Как только баллон сдутый, то перо тут же отламывается. На левом баллоне рулевого пера уже не было, отломилось сразу. Если пробьет правый, то мы - все. Ну, так и получилось. Ночью снова напали акулы. Мы поняли, что не сможем ничего сделать. Еще накануне позвонили Юлии Калюжной, она была в Томске.

- Какие были ощущения в тот момент?

- Не до них. Юля выяснила телефоны спасательных служб Австралии. Мы могли не просто потерять управление, а начать тонуть, потому что все переборки выпускали воздух. Так и получилось. Ночью катамаран начал кормой погружаться в воду, мы дали SOS. Через час подошел панамский сухогруз "Дюгонь Эйс", и мы втроем (на этом этапе с нами был француз Винсент — ред.) перебрались на этот корабль. К сожалению, наш катамаран затонул. Частично что-то сумели взять и высадились в Австралии. Ну а дальше нам один австралийский бизнесмен, родом из Томска, сказал — выбирайте лодку, я оплачу. Мы выбрали.

- Как-то легко звучит?

- На это все ушло два месяца. И 7 ноября 2023-го покинули Австралию. Было непросто, я до этого вообще никогда на яхтах не ходил, у Станислава опыт был. Но не вдоль Большого Барьерного рифа и не по океанам. Кстати, впервые испытал понятие килевой и бортовой качки. Никогда не ходил в морях и океанах на твердокорпусных судах. Было страшно поначалу. Привыкал месяца полтора к качке. Все казалось, что перевернемся.

- Вы же не стали огибать Африку?

- Нет, если огибать, то надо возвращаться через Европу. А в европейские порты русские экипажи не пускают. Поэтому пошли по Красному, Средиземному Эгейскому морям в Чёрное, зайти через Азовское в реку Дон и подняться по Волге, а затем в Петербург. Сейчас на этом пути.

- Проблемы в России есть?

- Были сложности, заклинило двигатель перед Самарой, а запчастей ждать 3 месяца. Купили подвесной мотор, дошли до Вытегры и пробовали пересечь Онежское озеро. Оказалось, что волна метр двадцать не по зубам для подвесного мотора, он погружается в воду. Была опасность испытать гидроудар - мотор прекращает работу, и мы превращаемся в недвижимость. Поэтому вернулись, пробовали пройти Онежским каналом, но он мелкий, несколько раз сели на мель и в конце концов уткнулись в непроходимое место, но сумели вернуться назад. Сейчас соображаем, как быть дальше. В целом же кругосветку выполнили, потому что дошли от России до России, по всем океанам. Но у нас личное желание дойти до Кронштадта, оттуда стартовали.

Во второй части мы поговорим с Евгением Ковалевским про быт в океане, питание, гигиену, болезни, деньги и то, встречалась ли агрессия в других странах по отношению к русским. Собеседник рассказал, как узнал про начало СВО и ответил на генеральный вопрос - какая миссия была у экспедиции.