Мемориалу СВО в Ленобласти прописали поменьше скрытых смыслов. Все должно быть предельно понятно — вот наш боец. 47news услышал голос бойцов и вздохи по экологии.

Главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко как мог растолковал художникам и скульпторам, каким должен быть мемориал бойцам СВО в парке "Оккервиль" в Кудрово. Вообще, изначально предполагалось, что участники спецоперации сами расскажут о взгляде на монумент имени себя. Дело в том, что в первых конкурсных работах воины не то чтобы разочаровались, но не приняли их. Так получилось, что на рабочую встречу с творческим цехом во Дворец искусств Ленобласти 24 октября ветераны СВО подъехать не смогли, но смыслы от них передали чиновники.

Оказалось, что против такого места, как парк "Оккервиль" в кудровских новостройках бойцы не возражают. Хотя, например, рассматривался и вариант с красивыми Бабигонскими высотами к югу от Петергофа. Но это место не сочли ни легкодоступным, ни достаточно оживлённым.

С другой стороны, все согласились, что "Оккервиль" — это "тяжёлая площадка" для работы скульптора. Парк с нескольких сторон окружён многоэтажной массовой застройкой, причём пёстрой. Понятно, что зодчие кудровских высоток не думали, что рядом с их квадратно-простыми творениями станут планировать героическую композицию. Кроме того, место памяти современной истории выделили не прямо у центрального входа, а в десяти метрах от него. То есть магистральное решение "заходишь в парк — видишь памятник" здесь не сработает. К монументу надо вырулить.

Вдобавок, до сих пор концептуально не определено развитие самого "Оккервиля". С одной стороны — над парком довлеет соседний храм с колокольным звоном, с другой — это такое кудровское ЦПКиО, где летом не зазорно и позагорать. А теперь здесь надо отлить в бронзе или высечь в граните доблесть, отвагу, стойкость и бесстрашие.

Сергей Лутченко, например, согласился, что из тех работ, что были представлены ранее, ему понравился проект "Пламя". Его "хоть сейчас на Марсово поле". Но, с другой стороны, у композиции нет отсылки к событиям, происходящим в конкретный момент на Донбассе, в Запорожье, на Херсонщине.

Фото: Комитет градостроительной политики Ленинградской области
Концепция памятника участникам специальной военной операции «Пламенные крылья»

Был и очевидный образ "Журавлей". За него отдано много голосов, в том числе и самими кудровчанами. Но в массовом сознании этот птичий образ сильно связан с Великой Отечественной, а значит не в строку.

"Понимаю сложность проекта, понимаю, что хочется сделать нечто абстрактное и на века, но люди, которые были там, в гуще событий, и которые снова возвращаются туда, они очень сильно переживают. Насколько мы понимаем, они хотят видеть более натуралистичные композиционные группы, памятники, связанные с тем, что сейчас происходит там, на поле боёв. А было слишком много аллегорий: ангелы, боги, плакальщицы были, Архангел Михаил, Александр Невский... Да храм по соседству наводит именно на такие образы, но всё же... Нам бы хотелось, чтобы был услышан голос участников событий", — сообщил Лутченко о главном, как показалось 47news, пожелании бойцов скульпторам.

Собственно, и творческий народ ухватился за слово "натуралистично". Художников интересовало, должен ли это быть всё-таки собирательный образ или реальный участник событий.

Тут же оказалось, что среди отвергнутых работ оказалась одна работа мастера Ежова. Её минусом стало то, что она была как раз чрезмерно реалистична. "Портретное сходство очень очевидное", — заметил Лутченко, не назвав фамилии. 47news посмотрел на вариант с тремя добровольцами во главе с лысым мужчиной в камуфляже с тремя геройскими звёздами на нагрудным кармане. Действительно. "Пригожин Евгений Викторович, похож", — тут же пролетела первая мысль.

Фото: Комитет градостроительной политики Ленинградской области
Концепция памятника участникам специальной военной операции «Доброволец»

Нельзя сказать, что художники активно противились установке на "натуралистичность".

"У меня там много братишек, родственников, но всё-таки, я же понимаю, что они далеки от искусства, что они нашу работу ну, как баловство, оценивают, что ли", — попытался защитить коллег один из потенциальных участников нового конкурса.

"Хорошо, вот будет у нас группа из бойцов в камуфляже, натуралистичная, а как указать, что это про сегодняшние наши события, что это воины с СВО. Ведь конфликтов много и участники каждого — в камуфляже?" — хотел конкретики ещё один скульптор.

"Можно квадрокоптер подвесить", — предложил ему коллега с галёрки.

При этом были и те, кто интересовался, а не изменится ли сумма, выделенная на конкурс. Всё-таки экономику страны покусывает инфляция: "За год килограмм литья бронзы увеличился на полтора рубля. Что с финансированием?".

Оказалось, что давать финансовую оценку своим творениям будут лишь те участники конкурса, чьи работы выйдут в финал. Этот фактор будет действительно значимым при определении победителя. А вообще призовой фонд составляет 600 тысяч рублей: 300 тысяч рублей за первое место, 200 — за второе, и 100 — за третье.

Один из скульпторов оказался из Кудрово. Он, как показалось 47news, предостерёг товарищей, посоветовав учитывать менталитет нового города. "Вы понимаете, что это за место — парк "Оккервиль"? Это скандал. Битва за каждое дерево. Было дело, два дерева снесли, а дошло до громких событий. Кто-то это учитывает?" — заявил он.

А в итоге выяснилось, что в настоящее время парк и вовсе закрыт, а значит — приехать на место и провести разведку не получится. Но художникам пообещали организовать коллективный выезд в "Оккервиль".

Но непоставленная творческая задача и курс на натуралистичность озадачила скульпторов. Чаще всего они вздыхали, когда говорилось про сроки. Сформировать и грамотно оформить свои мысли по кудровскому мемориалу они должны в течение месяца. Финалистов планируют объявить 27 ноября, а итоги подвести уже к 11-12 декабря, с тем чтобы в следующем году памятник был готов. Логика чиновников понятна: есть поручение губернатора, есть запрос со стороны ветеранов СВО, а проект должен пройти еще сито бюджетных процедур.

"Вы тоже поймите, что руками и головой одновременно работать не так-то просто. За один месяц вы же в итоге получаете худший вариант", — прозвучал голос с места.

Но участникам встречи дали понять, что времени на раскачку нет.

Удивительно: под конец встречи выяснилось, что в Волгоградской области проводится точно такой же конкурс, но только со своими волгоградскими бойцами. Там тоже не удалось с первого раза определить победителя, но по обратной причине. Ветеранам СВО с берегов Волги показалось, что все работы выполнены слишком натуралистично, а им хотелось абстракции. Кто-то предложил махнуться проектами.

Александр Калинин,
47news

Первый конкурс эскизов для памятника бойцам СВО во Всеволожском районе объявили в феврале. На конкурс было подано 13 работ, в финал прошли четыре. Подводя итоги первого конкурса, организаторы отметили, что он признан состоявшимся, но без определения победителей. Отчасти за такой результат они взяли ответственность на себя: "Может быть, не до конца пояснили, что именно надо делать".